На заседании комитета по жилищной политике и коммунальному хозяйству депутаты ЗСО одобрили несколько законодательных новшеств. Так, прокуратура предложила обязать Фонд капремонта возвращать деньги, занимаемые у одних домов на ремонт других — до этого соответствующих правовых механизмов не существовало. При этом, заявил глава попечительского совета Андрей Седов, регоператору нужны ежегодные субсидии в 250 млн, чтобы за три года вытянуть структуру из долгов.

Первым вопросом рассмотрели поправки в региональный закон о капремонте. Сейчас собственники многоквартирных домов вправе накапливать средства на капремонт либо на спецсчете своего дома, либо на счетах регионального оператора. Во втором случае Жилищный кодекс РФ разрешает Фонду капремонта использовать средства, полученные от жителей в одних домах, на финансирование работ в других. Однако такой порядок использования средств «общего котла» не содержит указаний, когда и в каком объеме деньги должны вернуться. Предлагается на законодательном уровне закрепить обязанность регоператора при перераспределении денег с одного дома на другой обеспечивать возвратность средств собственников МКД. Аналогичные правовые механизмы уже установлены в Приморском и Хабаровском крае, Амурской области и в ряде других регионов.

"Средства возвращались и раньше, но для этого не было законодательных механизмов, все делалось по договоренностям и указаниям высших должностных лиц", — пояснил председатель комитета Андрей Седов. По его словам, сейчас у Фонда ситуация в принципе тяжелая из-за долговых обязательств: в целом регоператор задолжал порядка 700 млн рублей, а людям, которые решили перейти из общего котла на спецсчета, не вернул порядка 200 млн. Он отметил, что как глава попечительского совета Фонда будет настаивать на выделении организации субсидий из регионального бюджета. "Если ежегодно по 200-250 млн выделять, то в течение трех лет фонд выйдет из кризисного положения", — заявляет Седов.

Министр энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Александр Черепан поинтересовался: раз такие механизмы есть в других регионах, есть ли анализ, за какой срок удастся "навести порядок" в системе капремонта Ульяновской области. "Сможете ли вы гарантировать возвратность средств? Чтобы не было начальнического волюнтаризма. Если это мой дом и мои деньги, то нужно обосновать, почему вы у меня их забираете и когда вернете", — говорит Черепан. И.о. старшего помощника прокурора региона Марат Муфтахетдинов ответил, что пока выводы делать рано: "Если мы сейчас это примем, то пусть начнет реализовываться, а что дальше будет — посмотрим". Депутаты единогласно поддержали законопроект, он будет вынесен на рассмотрение в ЗСО.

Также депутаты рассмотрели проект федерального закона "О внесении изменений в статью 199 Жилищного кодекса РФ". Раньше если управляющая компания более полугода не обслуживала дома, ее могли лишить лицензии. Теперь предлагается это условие исключить: в таких ситуациях суды, как правило, вставали на сторону УК, и норма почти не работала. "Раз никем не управляют, значит, ничьи права не нарушили", — пояснил Седов и отметил, что считает такое решение несправедливым.

— А что? Забросил нерентабельные дома, ушел с рынка и ждешь "вкусностей", пока тарифы не поменяют. А потом объявился. Это злоупотребление правом, — согласился с ним Александр Черепан. Депутаты оказались солидарны с министром и председателем, так что большинством голосов не поддержали законопроект.

Проект федерального закона "О внесении изменения в часть 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ" предлагает дать право собственникам жилья в многоквартирных домах в одностороннем порядке расторгнуть договор с управляющей компанией по истечении каждого календарного года с момента его заключения. Сейчас чтобы это сделать, нужно доказать некачественную и недобросовестную работу УК, но предлагается все упростить: если собственники соберутся и проголосуют против компании, иных причин для этого искать не придется.

Андрей Седов предложил всем депутатам поддержать законопроект, ведь "каждый житель имеет право решать, кто будет управлять его домом, а сейчас в законодательстве столько положений, что от управляющей компании так просто не избавишься". Парламентарии большинством голосов оказались солидарны с председателем комитета.

Предлагается внести изменения в статью 161.1 Жилищного кодекса РФ, чтобы жильцы МКД могли избирать председателем совета дома человека, не являющегося там собственником жилья. Адрей Седов отметил, что здесь есть "почва для коррупции": управляющая компания может пролоббировать свое доверенное лицо на этот пост. "Если человек в этом доме не живет сам, какая ему разница, какие здесь условия", — считает Седов. Он предложил не поддерживать законопроект.

Василий Гвоздев привел в пример ульяновские дома, в которых люди не смогли найти себе председателя из числа соседей, но доверяли опытному человеку из дома поблизости. "Логика в ваших словах есть, но если разница в расстоянии 100 метров, то почему бы и нет", — обратился парламентарий к Седову. Министр ЖКК поддержал Гвоздева и предложил серьезнее подумать над решением.

— Изменения обусловлены тем, что большое количество обращений стало поступать от "профессиональных управляющих". Законодательно они не учтены, но в регионе их много. Проблема в том, что доверенность от председателя ему выписывается нотариальным образом как от физического лица, а избираемая и избранная должность не могут быть передоверены. Это все равно что депутат по доверенности передаст свой мандат. Поэтому они просят как-то урегулировать этот момент, — пояснил руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ, член Общественной палаты Ульяновской области Руслан Хайров.

В итоге депутаты законопроект все же поддержали.

Напоследок Василий Гвоздев выступил с обращением к парламентариям и всем ответственным лицам по поводу контроля работы подрядных организаций — по его мнению, нарушение сроков работ должны пресекаться жестче.

— Я часто сталкиваюсь с отсутствием ответственности подрядчиков по, так называемой, культуре работы. Бывает, когда они наглым образом нарушают графики. На Полбина еще в начале лета начали ремонт двора, но просто уехали и так ничего и не сделали, — рассказал Гвоздев и предложил министерству ЖКК и горадминистрации подумать, как в следующем году в контрактах четко прописать порядок для обеспечения культуры работ. При ее нарушении — штрафовать и не допускать до аукционов.

— По Российской Федерации у нас несколько десятков проектов остановилось! — перебил Александр Черепан Гвоздева. — У меня 300 млн не хватает на нацпроект! Вот, например, в Барыше пришел подрядчик, у него шесть человек заболели ковидом. В результате мы сейчас ищем новую рабочую силу. В Саратове, в Пензе набрал. Стоит он [подрядчик] как помоями облитый. Что с него возьмешь? Единственное — не получит он денег, пока не закончит.

"Нет денег? Все подорожало? Пусть берут кредиты", — парировал Василий Гвоздев.

Депутат Александр Спицын указал на то, что бывают и форс-мажорные ситуации, в которых нарушение графика вызвано погодой: "Если льет дождь неделю и подрядчик не может приступить к работе, наказывать его неправильно". Андрей Седов предложил создавать из жильцов дома комиссии, которые будут фиксировать причины отхождений от графика.