В Ульяновской области создается совет уполномоченных, которые уйдут в непосредственное подчинение губернатору Сергею Морозову. Они займутся реализацией госполитики "в сфере защиты прав и свобод человека, ребёнка, при осуществлении предпринимательской деятельности, прав потребителей, жилищных прав" и т.д. Будет ли новый орган дублировать функции Палаты справедливости, которая уже не раз была ликвилирована и создана вновь, а также как будет выстроена эта работа, разбирался 73online.ru.

Палата справедливости и общественного контроля - это такой орган, который то есть, то его нет. Однако чем он конкретно занимается, едва ли кто-то может сказать. Создана Палата справедливости была еще в 2011 году по примеру Европейского союза и на данный момент является единственной подобного рода структурой в России. Похоже, никому, кроме нас, такой орган не нужен. Ну, им не нужен, а у нас пусть будет.

Палата задумывалась как институт, объединяющий усилия областных уполномоченных. Критики ее создания из числа областных депутатов иронизировали по поводу того, что областные власти уже «заблудились» в созданных в регионе палатах. В полную силу палата заработала только в 2014 году, когда ее возглавил главный редактор «Молодёжной газеты» Захар Мисанец. В ее состав входили четыре омбудсмена - по правам человека, по правам ребенка, по противодействию коррупции и по правам предпринимателей.

Однако уже в 2017 году Палату справедливости упразднили, а аппарат сократили. Причина крылась в "раздутом" финансировании. По словам главы региона, приняли решение сэкономить бюджетные средства, которые ежегодно выделялись на палату в размере более 23 млн рублей. В итоге уполномоченные вошли в состав администрации губернатора и там продолжили работу. Сам Захар Мисанец стал советником главы региона. Палата справедливости неоднократно критиковалась общественниками и правозащитниками за имитацию деятельности и за идею возрождения на предприятиях товарищеских судов. Например, доктор политических наук, профессор Нина Дергунова в беседе с 73online.ru тогда замечала, что "государственные служащие должны работать в соответствующей государственной структуре, а не состоять в общественном органе".

Впрочем, это не помешало уже через год объявить о том, что Палата справедливости и общественного контроля будет работать в новом формате. Даже были подписаны целые соглашения с общественными организациями. Губернатор Морозов велел уполномоченным бороться с коррупцией и контролировать реализацию 12 президентских нацпроектов, а также порекомендовал каждому муниципалитету создать у себя аналогичные палаты.

На днях же стало известно о том, что палату опять переформатируют, а омбудсменов оформят в совет - постоянно действующий консультативно-совещательный орган. В состав совета войдут все те же уполномоченные (по защите прав человека, ребенка и предпринимателей), а также другие чиновники, которых назначит губернатор. Общественников не будет. При этом совет советом, а Палата справедливости все с тем же Захаром Мисанцом во главе никуда не денется.

Начальник правового управления администрации губернатора Ульяновской области Алексей Преображенский пояснил, что совет создается по просьбе самих уполномоченных и не будет дублировать функции Палаты справедливости:

- Новый совет уполномоченных никто не возглавит, но подчиняться он будет губернатору. К Палате справедливости он абсолютно никакого отношения не имеет, функции дублироваться также не будут. Это давняя идея, ее предложили сами уполномоченные для решения их профессиональных вопросов. По идее, этот совет будет обычной рабочей площадкой, органом по типу комиссии, чтобы его деятельность была унифицирована и без политической подоплеки.

Тем временем ульяновские политологи по-прежнему оценивают созданные в регионе многочисленные общественные институты со скепсисом, считая, что они лишь имитируют бурную деятельность.

Дарья Косаринова