Вечером 8 марта в ульяновском Молодежном центре современного искусства открылась выставка «Скульптура. Философия трехмерности». Куратором экспозиции стали директор Художественного музея Анна Карвалейру и проектный менеджер, научный сотрудник Галина Степанова. Организаторы хотели показать зрителю уникальность скульптурного жанра. Именно поэтому экспозиция не включает в себя художественные работы.

По мнению создателей проекта скульптурный жанр недостаточно освещен в нашем городе как отдельный вид искусства - это основная причина, вдохновившая на создание выставки. Об этом говорила Анна Карвалейру во вступительной речи, открывая вернисаж.

Затем были представлены авторы работ: Дмитрий Потапов, Николай Маврин, Антон Костин, Кирилл Пастушенко, Алексей Адамович, Александр Желонин.

Философия скульптуры через понятие красоты и формы стремится к возможности постижения человеческого бытия. Современная скульптура многопланова, а поэтому порождает многочисленные толкования и оценки. Во многих работах лейтмотивом протянута античная тематика.

Последователи и современники

«Для меня скульптура – это своего рода театр, камня, дерева, стекла, различного материала, в том числе пластика и металла. Мы говорим на выставке о тех основах, которые закладывал еще Микельанджело. Работы сопровождаются тексом, который обращает к философским и литературным ассоциациям. За центр взята статья Хайдегера, где ведется рассуждение о пространстве и времени. Можно увидеть от символической раскрашенной скульптуры до джанк арта, который был популярен в 60 – е, благодаря Вадиму Сидуру. В Ульяновске тоже появились последователи этого направления, например Николай Маврин. Современные скульпторы работают с новыми формами и смыслами, осваивая пластик, металл, проволоку» - рассказала Анна Карвалейру в своих соцсетях.

Примечательно, что рассматривая некоторые работы, не сразу удается определить материал. Так на входе, встретившись с Апполоном Дмитрия Потапова можно предположить, что материалом здесь является литье, когда на самом деле это дерево и эмаль.

Выбор материала играет в скульптурном жанре огромную роль, порой он помогает наиболее точно передать смысл работы. Убеждает в этом работа Кирилла Пастушенко, для своей работы «Self – harm» (озн. страдание) он использовал стальную колючую проволоку. Местами видны следы коррозии, что добавляет драматичности образу работы.

Следом автор показывает, что при помощи той же проволоки, но более тонкой и сохранившей глянец можно показать изящность и утонченность, а для воздушности в работе присутствует элемент из пластика.

А в работе с применением ткани и профильной сетки мы можем наблюдать целый сюжет о сложностях и несогласованности внутреннего мира человека.

Серия работ в цвете притягивает всеобщее внимание, но это совсем не значит, что затаенный смысл темы так легко откроется зрителю. Образ ворона всегда говорит об опасности, а напряженный взгляд - о надежде. В этом случае цвет разряжает впечатление от работы.

Композиция Николая Маврина наполнена огромным числом составляющих. Множество грубых механических деталей, соединившись при помощи сварки, стали произведением "Райская птица".

Отражением сути фиксации момента можно считать скульптуру Антона Костина "Нажми". Такое привычное в современном мире положение рук как будто бы вот-вот остановит время в кадре.

По словам кураторов, выставка получилась, ведь жители не так часто видят скульптурные работы в чистом виде. Горожане могут познакомиться с экспозицией до 17 марта в МЦСИ.

Дарья Терёхина