В среду, 17 апреля, в Ленинском районном суде после нескольких перерывов наконец начались слушания по одному из громких коррупционных дел прошлого года. Речь идет о бывшем заместителе начальника ГУ МЧС Сергее Золотове, которого обвиняют в получении взятки в значительном размере. Предметом взятки стала топливная карта на приобретение бензина стоимостью 43 500 рублей. Сегодня в судебном заседании бывшие коллеги охарактеризовали Золотова как властного и непрощающего человека, а он заявил, что превысил свои полномочия из желания помочь службе.

Замначальника ГУ МЧС России по Ульяновской области Сергея Золотова задержали в середине июля прошлого года в его собственном кабинете. Спецоперацию проводили оперативники областного УФСБ. Расследованием уголовного дела (ч. 2 ст. 290 УК РФ) занимался отдел по особо важным делам следственного управления СК РФ по Ульяновской области. Выяснилось, что заявление на полковника МЧС написал тогдашний управляющий ульяновского филиала "Почты России" Адам Тлехурай. Он обвинил Золотова в том, что тот вымогал взятку топливной картой на 1000 литров бензина стоимостью 43500 рублей. В противном случае Золотов якобы пообещал "кошмарить" почтовиков штрафами за нарушения пожарной безопасности.

Дело Золотова поступило в Ленинский суд в начале февраля. До сегодняшнего заседания судья Сергей Сайдяшев восемь раз объявлял перерыв. Обвинение поддерживает прокурор отдела гособвинителей областной прокуратуры Олег Олейник. На время следствия полковник Золотов находился под домашним арестом.

Защищает бывшего офицера МЧС адвокат Константин Тихонин.

Первым заслушанным свидетелем стал следователь Константин Логинов. Адвокат Золотова был категорически против данного свидетеля, поскольку именно Логинов проводил очную ставку между замначальника ГУ МЧС управляющим "Почты России" и допрашивал свидетелей. В своих показаниях Логинов был достаточно краток.

Следующим выступил замначальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС Равиль Идиатуллов. Сейчас именно он занимает кресло Золотова, пока с приставкой "врио". Идиатуллов сообщил суду, что с подсудимым знаком с 2007 года, а в его подчинении работал с 2015-го. На вопрос гособвинителя, был ли подсудимый в курсе всех плановых проверок, Идиатуллов ответил, что Золотов вызывал к себе инспекторов, узнавал ход проведения проверок, интересовался, какие меры инспектор будет принимать, в том числе кого привлекать к административной ответственности. Идиатуллов упомянул и про факты, когда Золотов лично говорил, кого нужно привлечь к ответственности. По словам свидетеля, у инспекторов не было выбора не исполнить его приказ, потому что он начальник. Причем начальник властный и непрощающий, если его указания не выполнялись. Про проверки «Почты России» Идиатуллов сообщил, что его в них не посвящали, а рассказать об этом могла бы ответить некая Земскова, но ее в суд не пригласили. Воспользовавшись своим правом, Сергей Золотов задал свидетелю вопрос, почему в 2017 году они оштрафовали один из торговых центров, но внятного ответа не получил.

Адвокат настаивал на допросе еще одного свидетеля, поскольку Золотов хотел задать ему вопрос, но судья отказал, мотивировав это тем, что данный свидетель уже был допрошен ранее и вопросы надо было задавать тогда.

К допросу самого обвиняемого приступили после 15-минутного перерыва. "Перед смертью не накуришься", - полушутя, бросил Золотов. Он сообщил суду, что с 2015 года занимал должность замначальника ГУ МЧС России по Ульяновской области, а с Адамом Тлехураем познакомился в начале 2018 года, когда тот сам ему позвонил, а затем приехал в управление познакомиться.

- Приехал просто познакомиться как новый руководитель и тут же попросил не привлекать к административной ответственности его организации и не проверять отделения "Почты России". Я ответил, что это невозможно. Проверки планируются ежегодно и согласовываются прокуратурой, - подчеркнул Сергей Золотов.

По его словам, при этом разговоре присутствовали три человека: он сам, Тлехурай и еще один представитель "Почты". Золотов рассказал, что главный почтовик региона пожаловался на плохое финансирование, которое идет централизованно из столицы. Собеседники предложили ему написать письмо в головной офис в Москву и получить официальный ответ. После первого визита было еще несколько подобных встреч. Золотов заявил, что не помнит, кто докладывал ему о проверках, и вообще не помнит, докладывали ли о них. Но вот указания о привлечении должностных лиц "Почты" он точно не давал. Золотов рассказал также про внеплановые проверки почтовых отделений и про протоколы, которые были составлены и на юрлица, и на конкретных сотрудников. По его словам, в 2018 году у него не было служебного транспорта, а вот у его подчиненных был - в каждом территориальном органе. Правда, был установлен лимит на топливо – 10 литров бензина в месяц. Поэтому все ездили на личном транспорте. Эту ситуацию он лично доводил до руководства и даже подготовил письмо об увеличении лимитов.

По сути предъявленных ему обвинений Золотов сказал, что встречался с Тлехураем три раза, и каждая встреча заканчивалась тем, что пожарный требовал предъявить ему письмо из головного офиса о недостатке финансирования, но письма не было. Зато от Тлехурая ему поступило предложение помочь топливом для службы.

- Я согласился, но я ему ничего не обещал по поводу того, будут ли его штрафовать или нет. В связи с тяжёлым финансовым положением я планировал отдать эту карту в территориальный орган. Никаких материальных благ от Тлехурая я не требовал и никогда не был инициатором встреч. С самого начала я не признавал свою вину. Я ничего не требовал, но меня почему-то не слушают. Это не взятка, но как должностное лицо, возможно, я превысил свои должностные полномочия. Но я хотел просто оказать помощь своим сотрудникам, чтобы их служба не страдала от этого.

Далее Золотову предстояло ответить на вопросы обвинения. Прокурор начал с уточнения, знал ли он про скидки и топливные карты, заправлялся ли на заправках "Роснефти". "Для меня эти карты были неожиданностью. Мне было непонятно, как заправляться по этой карте", - пояснил Золотов. По его словам, он обратился к бывшему сотруднику, который работал в "Роснефти" и знал, как пользоваться топливной картой. Золотов категорически отверг тот факт, что он попросил у Тлехурая карту: "Я просил у него письмо, чтобы минимизировать штрафы".

Обвиняемый не подтвердил свои прежние показания, объяснив это тем, что очень нервничал, так как был доставлен из изолятора. Прокурор поднял несколько ранних протоколов и зачитал расхождения, но Золотов настаивал на том, что давал первые показания в сильном нервном напряжении из-за ареста. Поэтому верным нужно считать только то, что он говорил сегодня в зале суда: "Мои показания везде путались, а следователь Лашин предлагал мне согласиться с предъявленным обвинением, чтобы меня не отправили в камеру".

Судья расспрашивал Золотова про автомобили, которые находятся в собственности его и его семьи, о его доходах и расходах и наличии у него иного имущества. Поинтересовался судья и тем, был ли подсудимый в курсе, что первые три топливне карты были оформлены на определенных лиц и не с этим ли связано решение поменять их. "Иногда я просил своих подчинённых подвезти меня до дома или до работы, за что рассчитывался с ними из личных средств. Я всегда старался ходить пешком", - отметил Золотов.

Судья Сайдяшев зачитал показания еще одного подчиненного Золотова - пожарного инспектора Мурзайкина, по словам которого за невыполнение приказов офицера можно было и с работы вылететь. После этого судья объявил перерыв в рассмотрении дела до пятницы. На следующем заседании будут исследоваться материалы дела и ставиться вопрос о его закрытии.

Елена Скворцова, Алена Орлова