Вчера в «Доме советов» депутаты Заксобрания устроили разнос руководству регионального информационного центра (далее — РИЦ) за равнодушие к своим посетителям. Отмена комиссии для льготников за коммуналку остановила прием платежей — в пунктах оплаты образовались огромные очереди из пенсионеров. Выяснилось, что в РИЦ оказались не готовы к реализации нового федерального закона, отсутствует механизм передачи данных на людей, претендующих на льготу, работать в убыток РИЦ не хочет. Начальству Центра «вставили пистонов» и обвинили в злоупотреблении доминирующим положением на рынке.
В регионе сложилась совершенно идиотская ситуация. С 1 июля приостановлен прием платежей через кассу в адрес «Ульяновскэнерго», «Газпром межрегионгаз Ульяновск», «Ульяновскводоканал». Дело в том, что в РИЦ отсутствует техническая возможность принимать оплату без комиссии от льготников, как того требует новый закон. При этом ульяновцы могут сделать это в личном кабинете, в офисах и приложениях банков, в отделениях «Почты России», но только с «наценкой».
Юридическая коллизия привела к столпотворению у офисов РИЦ. Ежедневно люди стоят в многочасовых очередях, которые состоят в основном из пенсионеров, инвалидов, ветеранов, многодетных. За месяц компромиссное решение так и не нашли. Надо сказать, это происходит не впервые.
Источник фото: «Симбирский шугожор»
В четверг гендиректора ООО «РИЦ Айди» Максима Гейко «вызвали на ковер» депутаты ЗСО. Он объяснил, что нет единой государственной информационной системы, где можно было бы скачать данные о льготных категориях. Они имеются в Социальном фонде, но нет механизмов и порядка их передачи третьим лицам. Плательщикам, претендующим на льготу, приходится «ногами» идти в пункт оплаты и вручную заполнять ворох заявлений.
Кроме того, не определены источники компенсации возникающих у платежных агентов расходов:
— Это важный источник содержания. Законодатель не указал, за счет чего компенсировать расходы на офисы, сотрудников, кассовое оборудование. У нас появляются выпадающие доходы. Если решение не будет найдено, придется принимать непопулярные решения по оптимизации и увольнению персонала, — пригрозил Гейко, но отметил, что закон, несомненно, «нужный».
РИЦ имеет долю на рынке в 80% по приему платежей ЖКХ, до 50% клиентов — льготники. Руководство РИЦ взяло тайм-аут до 1 сентября. Пробуют договориться с поставщиками коммунальных ресурсов по поводу компенсации возникающих расходов.
— Приостановка приема платежей — не прихоть, а вынужденная мера. Своих ресурсов не хватает. На период подготовки к отопительному сезону пока будем работать себе в убыток, ведем переговоры. Надеюсь, разумное решение будет найдено, — добавил директор, но о перспективах работы с льготниками после 1 сентября ответил туманно.
Депутат Виталий Кузин выражений не стеснялся. Он считает, что бенефициары РИЦ «устроили саботаж и выкручивают руки», чтобы в дальнейшем увеличить стоимость комиссии с 3 до 3,5%: «Ваша контора не бедствует! Жалобить нас не нужно, незаменимых нет! Прошу на ситуацию обратить внимание правоохранительные органы».
Глава комитета ЖКХ Денис Седов считает, что злоупотребления РИЦ надо пресекать, а проблемы не должны отражаться на кошельке граждан. Он сомневается в обоснованности повышения тарифа.
Бывший мэр Сергей Панчин: «Люди по 3-4 часа стоят в очереди! Вы опростоволосились! Ульяновцы должны почувствовать вашу заботу: поставьте стульчики, водичку, откройте служебные туалеты для посетителей, увеличьте количество консультантов».
Первый вице-спикер парламента Владимир Камеко прогнозирует, что после 1 сентября ничего не изменится: «Опять будет коллапс».
Депутаты приняли решение провести свой мониторинг пунктов оплаты. До следующей недели от руководства РИЦ ждут предложений по исправлению ситуации.