После ухода ряда иностранных брендов российский рынок наполнился продукцией не только отечественной, но и китайской автомобильной промышленности. Какие марки выигрывают гонку за ульяновскими покупателями, сколько стоят машины из Поднебесной и ждать ли дальнейшего роста цен, разбирался 73online.ru.
Первые по продажам
Согласно отчету Ассоциации Европейского бизнеса в 2023 году продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 36,3% (на 249 700 единиц в абсолютном выражении). При этом, по информации, предоставленной акционерным обществом «Паспорт промышленный консалтинг», рынок вырос на 1,1 млн штук (на 57,8%).
Наиболее популярным бредом у отечественных автолюбителей остается Lada с приростом продаж на 87% за год. Вторую строчку рейтинга занимает китайская марка Haval (+253%). Следом - ее «соотечественники» Chery (+207%) и Geely (+244%). Замыкает первую пятерку ГАЗ (+33%).

По результатам 2023 года в России реализовано 538 тысяч новых машин китайских брендов. Это практически половина от всех продаж, отмечает член правления Союза Автосервисов Илья Плисов:
- Если брать отдельный бренд, то, конечно, Lada, выигрывает (доля 35%). Но если взять всех «китайцев» вместе, то эти машины смели конкурентов, в том числе - корейских, которые лидировали в предыдущие годы.
Китайские автомобили практически ничем не уступают европейским или американским маркам, считают эксперты рынка. Они оснащены современными мультимедийными системами, что привлекает покупателей, а многие автовладельцы осознано пересаживаются на восточную продукцию из-за долгого и дорогого ремонта машин из Старого и Нового света.
- В свое время компания «Тесла» начала торговать автомобилями, сравнимыми с гаджетами. Сегодня китайцы обошли этот бренд и по электромобилям, и по субъективному восприятию - людей привлекает внешний вид, интерактивность, мультимедиа, - добавляет Плисов.
Ульяновские дилерские центры тоже переориентировались на китайский автопром. Тем более, что спрос на него достаточно высок. В 2023 году он увеличился практически в четыре раза, рассказали в группе компаний «Армада-Авто». Основная доля продаж приходится на Haval, Geely и Changan. Покупатели считают их надежными, качественными, но при этом, достаточно доступными машинами.
- При этом, у большинства китайских брендов модельный ряд достаточно широк, как и его ценовой диапазон. К примеру, Changan предлагает 14 моделей в различных комплектациях. Это и бюджетные седаны, и доступные кроссоверы, и более дорогие модели премиум-класса. Самый продаваемый автомобиль в салоне «Армада-Авто» на ул. Урицкого, 100 - Haval Jolion. В центрах компании можно подобрать любую машину в нужном ценовом сегменте - будь то Geely, Haval, Changan, Jetour или JAC, - говорит генеральный директор ГК «Армада-Авто» Владимир Шурыгин.
Цены на китайский автопром
Мы проанализировали стоимость автомобилей, доступных к покупке в ульяновских автосалонах. Рассмотрены минимальные цены на машины в самой бюджетной комплектации либо с учетом максимальной скидки.
За прошлый год цены на многие марки выросли, но производители запустили стимулирующие программы, тем самым минимизировав разницу. Среди основных факторов увеличения стоимости - курсовая разница валют и повышение в России утилизационного сбора для импортных автомобилей.
Модели Haval в «Армада-Авто» можно приобрести по следующим ценам: Jolion — от 1 849 000 рублей, M6 — от 2 079 000, F7 — от 2 399 000, F7X — от 2 449 000, Dargo — от 2 799 000, Dargo X — от 3 069 000, H9 — от 4 099 000 р.
На машины Geely установлены следующие ценники: Emgrand — от 1 629 990, Belgee X50 — от 1 940 990, Coolray — от 1 994 990, Atlas Pro — от 2 203 990, новый Coolray — от 2 339 990, новый Atlas — 2 844 990, Tugella — от 3 339 990, Monjaro — от 4 007 990 руб.
Стоимость Jetour: Dashing — от 2 189 000, X70 Plus — от 2 999 990, X90 Plus — от 3 399 900.
На JAC установлены следующие цены: J7 — от 1 839 000, JS6 — от 2 199 000, T6 — от 2 899 000, T8 Pro — от 2 930 000.
Модель S5 бренда Omoda в автосалоне компании «Тон-авто» можно приобрести от 1 859 990 рублей, C5 — от 1 990 990, S5 GT — от 2 319 900.
Jaecoo в «Тон-авто» представлен только одной моделью. Цена на J7 начинается от 2 699 990 рублей. В этом году в наличии также должна появиться модель J8, сообщили представители автодилера, руководитель которого не так давно оказался в центре скандала.
В дилерском центре «Мотом» автомобили Exeed идут по стоимости: LX — от 2 490 000 рублей, TXL — от 3 490 000, VX — от 4 290 000, RX — от 4 490 000.
Автомобили бренда Chery в автосалоне компании «Авторай» продаются по следующим ценам: Tiggo 4 Pro — от 1 690 000 рублей, Tiggo 7 Pro Max — от 2 275 000, Tiggo 8 — от 2 330 000, Arrizo 8 — от 2 695 000, новый Tiggo 8 Pro Max — 3 380 000, Tiggo 7 Pro Plug-in Hybrid — от 3 675 000, Tiggo 8 Pro Plug-in Hybrid — от 3 999 000.
Ведущий эксперт управляющей компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов говорит, что на стоимость автомобилей влияет и курс валют, и размер обязательных платежей, и различные правила, которые регулируют отрасль. При официальной работе компании не могут игнорировать все те налоги, сборы и пошлины, которые должны платить.
- Да, компании могут гибко вести деятельность, но это не означает, что это позволит им игнорировать какие-либо обязательные отчисления. А разница между ними заключается в каких-либо деталях, например, когда доставку автомобилей в автомобилевозе заказывает небольшая компания, то ей такая перевозка обойдется в одну сумму, а когда много машин заказывает крупная компания, да в нескольких вагонах, то ей это может обойтись дешевле в перерасчете на каждый автомобиль, - объясняет он.
Чего ждать в 2024?
По словам экспертов, развитие отечественного автомобильного рынка в 2024 году продолжится. Лидером продаж может остаться АвтоВАЗ, о смещении которого с первого места говорят уже не первый год, только вот прогнозы не сбываются, потому что компания уже давно не является тем автопроизводителем, которым была несколько десятилетий назад, говорит Баранов. Произошли многочисленные изменения, регулярно обновляется модельный ряд, есть развитая сбытовая сеть и сервисные центры по всей стране.
Из числа иностранных на российском авторынке наиболее продаваемыми наверняка останутся автомобили из КНР, где их выпуском занимаются несколько десятков компаний. Причем, пока далеко не все бренды официально представлены в России.
Не стоит списывать со счетов и производителей, которые прекратили работу на нашем рынке - например, японских. У них тоже есть возможность остаться в числе наиболее востребованных. Для этого есть несколько способов: продажи машин на вторичном рынке и поставки из третьих стран — как в готовом виде, так и в качестве машинокомплектов с последующей сборкой в России.
Специалисты считают, что рост стоимости новых машин в этом году продолжится. Во-первых, в связи с ситуацией в экономике, колебаниями курсов валют, удорожанием товаров и услуг, которые используют в своей деятельности автопроизводители. Во-вторых, на изменение цен влияет покупательский спрос на различные модели и предложения производителей.
- Несмотря на то, что рост цен на автомобили продолжится, не исключено, что производители будут периодически снижать стоимость отдельных моделей, чтобы стимулировать продажи, но такие акции, как правило, ограничены по срокам проведения и величине скидок, - поясняет Баранов.
Фото на главной: freepik.com