На фоне спада оборота бизнеса в Ульяновской области за январь – сентябрь 2020 года на 8,7% вырос объем инвестиций в новые проекты малых и средних предприятий. Этот показатель учитывает только заемные средства, то есть полученные в коммерческих банках кредиты на развитие. За 9 месяцев предприниматели привлекли 34,5 млрд рублей, что на 3 млрд больше, чем в аналогичный период 2019-го. Это говорит о том, что несмотря на общий экономический спад, отдельные компании ищут новые стратегии прорыва, считают эксперты. Часть из этих проектов может погибнуть, если предприниматели не угадают перспективные бизнес-тренды. Те, кто попадет в нужную нишу и выживет, получат шанс стать лидерами регионального рынка. Эксперты назвали наиболее перспективные ульяновские проекты этого года.

Ответить на дефицит масок

Компания «Фарос» в начале пандемии инвестировала почти 100 млн рублей в создание нового производства медицинских масок, где открыли более 160 рабочих мест. Помещение нашли в Димитровграде на площадках ДААЗа на территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), что позволило компании получить ряд льгот. По словам собственника бизнеса Михаила Киселева, проект должен окупиться за 5 лет. До конца года «Фарос» планирует открыть еще одно производство – респираторов 1, 2 и 3 класса защиты. Мощность его составит более 1 млн штук в месяц. По оценкам экспертов, "Фарос-Гигиена" в 2020 году заработала более 80 млн рублей.

Пандемия стала для «Фароса» временем перемен, рассказывает собственник компании Михаил Киселев. Изначально бизнес состоял из одного предприятия – производителя светильников различного типа от уличных до промышленных. С началом эпидемии стало понятно, что в регионе огромная потребность в средствах индивидуальной защиты.

«Мы изучили рынок и поняли, что в стране, например, можно по пальцам пересчитать производителей качественных респираторов высокой степени защиты. Импортные аналоги не устраивают наших потребителей по цене», — говорит Михаил Киселев. Сейчас «Фарос-Гигиена» поставляет маски не только в Ульяновскую область, но и в другие регионы России.

Технологии и продукция, позволяющие исключить физический контакт потребителя с внешней средой или другими людьми, — один из наиболее перспективных трендов, считает председатель ульяновского регионального отделения «Опоры России» Николай Солодовников. «Тенденция явно обозначилась во время пандемии, но она сохранится и после эпидемии. В обществе сформировался запрос на санитарную безопасность, люди стали внимательнее относиться к профилактике инфекций, обеспечению условий для охраны здоровья», — подчеркнул Николай Солодовников.

Во время декады «Бизнес против COVID-19» образовательные учреждения региона обращались к ульяновским предпринимателям – производителям средств индивидуальной защиты с просьбой подарить маски, антисептики, рассказал председатель совета директоров Корпорации развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов. «Это подтверждает, что в обществе растет запрос на обеспечение противоэпидемической безопасности. Пандемия показала, насколько важно обеспечить импортозамещение в производстве медицинских изделий. Думаю, предприниматели, которые начали выпуск СИЗов и другой продукции для нужд здравоохранения, окажутся в выигрыше и в 2021 году», — рассуждает председатель совета директоров Корпорации.

Поднялись на экспорте

Во время спада на внутреннем рынке компания «Улгран» (по данным rusprofile.ru, учредитель – Алексей Трофимов) сделала ставку на развитие экспорта. «Улгран» инвестировал 80 млн рублей в строительство производства каменных моек, которые не имеют аналогов в ряде стран – Узбекистане, Таджикистане и других бывших союзных республиках, где жители традиционно используют мойки из нержавеющей стали. За 2020 год реализация проекта позволила компании увеличить экспорт почти на 30%, получив от поставок за рубеж в общей сложности 80 млн рублей.

В этом году «Улгран» начал поставки в Чехию, Узбекистан, Таджикистан и Грузию. С Болгарией тоже заключили контракт, но отправить первую партию ульяновской продукции пока мешают антиковидные ограничения, говорит руководитель внешнеэкономической деятельности компании Федор Акулов.

«За рубежом немало конкурентов, но по сравнению со многими европейскими производителями у нас более доступные цены на продукцию, — обозначает конкурентные преимущества компании Федор Акулов. — Наш главный козырь — оптимальное соотношение цены и качества. Ульяновские мойки имеют более низкую себестоимость и по сравнению с отечественными аналогами. Наши основные конкуренты на российском рынке находятся в Москве, где другой уровень жизни, зарплаты намного выше, что приводит к удорожанию продукции».

Основную ставку в этом году компания сделала именно на экспорт, подчеркивает Федор Акулов. «Зарубежные клиенты, как правило, приобретают сразу крупные партии, что выгоднее для нашего предприятия», — поясняет он.

В целом объем экспорта Ульяновской области, как и других регионов России, в этом году сократился из-за связанных с пандемией ограничений, констатирует председатель совета директоров Корпорации развития промышленности и предпринимательства региона Руслан Гайнетдинов. Именно это и снизило конкуренцию среди российских производителей на зарубежных рынках, считает он. «Те компании, которые смогли быстро сориентироваться и поставить продукцию на экспорт, как только снимались ограничения на определенной территории, оказались в более выигрышном положении. Они заняли новые рынки. В частности, «Улграну» мы помогли с сертификацией продукции в странах Евросоюза, участием в международных выставках, чтобы найти новых партнеров», — пояснил Руслан Гайнетдинов.

Работа на экспорт может стать одной из выигрышных бизнес-стратегий, уверен доктор экономических наук, профессор УлГУ Анатолий Лапин. «Экспорт был выгоден до пандемии, пока мировая экономика росла быстрее, чем российская. Эпидемия коронавируса изменила ситуацию, но в будущем – не раньше второй половины 2021 года или даже в 2022 году – экономика развитых зарубежных стран будет восстанавливаться более активно, чем в России, поэтому поставки на зарубежные рынки снова станут выгодны», — отмечает Анатолий Лапин.

От рекламы к рециркуляторам

До пандемии ООО «РПК Групп» занималась рекламой, но с началом вызванных распространением коронавируса ограничений заказов стало меньше. Чтобы сохранить бизнес, директор компании Вероника Щербинина решила переориентировать производство и начать выпуск бактерицидных рециркуляторов. По словам Вероники Щербининой, компании удалось обойтись без значительных капиталовложений благодаря использованию уже имевшегося цеха и оборудования. Образец подходящей для общественных учреждений модели рециркулятора удалось разработать, испытать и сертифицировать за два месяца. В 2020 году оборот «РПК Групп» составил более 50 млн рублей.

Идея создать производство рециркуляторов появилась в мае, рассказывает директор ООО «РПК Групп» Вероника Щербинина. Весной этих приборов было не достать. Серийное производство запустили в конце июня. На конец ноября «РПК Групп» реализовала уже почти 11 000 рециркуляторов различной мощности.

«Мы продаем приборы не только в Ульяновской области. Например, есть клиенты и в московском регионе, но приоритет мы отдаем именно нашим учреждениям. Для них мы предоставляем рециркуляторы со скидкой, организуем оперативную доставку. Это вклад компании в борьбу с эпидемией в нашем родном регионе», — говорит Вероника Щербинина.

Компании удалось занять перспективную нишу, объясняет генеральный директор консалтинговой группы DSTS.biz Дмитрий Цибизов. До пандемии развивалось отечественное производство приборов для медицинских учреждений. Школы, общественные учреждения, небольшие компании не покупали рециркуляторы воздуха. Эпидемия коронавируса изменила приоритеты — общество стало уделять повышенное внимание охране здоровья, что создало потребность в устройствах для обеззараживания воздуха. «Думаю, спрос на рециркуляторы и другие обеспечивающие более безопасные условия для здоровья человека приборы сохранится и после эпидемии. Если верить эпидемиологам, в ближайшие годы инфекции не исчезнут», —прогнозирует Дмитрий Цибизов.

Тренд на профилактику

Елена Ежова планировала открыть медцентр «Зарядье» еще до пандемии. Эпидемия коронавируса только подтвердила, что бизнес-стратегия верна, говорит она. «Зарядье» стало первым в Ульяновске частным медцентром, где акцент сделан на профилактике заболеваний. Врачи прошли обучение, чтобы получить специальность life-style coach – «инструкторов по здоровому образу жизни». Инвестиции в проект составили 10 млн рублей.

«Зарядье» открылось в ноябре этого года, поэтому о прибыли говорить преждевременно. «На мой взгляд, профилактика болезней, забота о здоровье — один из наиболее перспективных трендов сегодня, — уверена Елена Ежова. — Эпидемия лишний раз доказала, насколько важно иметь хороший иммунитет, крепкий организм. Мне кажется, что о профилактике заболеваний стали задумываться даже те, кто раньше никогда не обращал внимание на свое здоровье».

Успех частной клиники во многом зависит от правильного позиционирования и маркетинга, отмечает Дмитрий Цибизов. Если удастся подчеркнуть уникальность медцентра – акцент на предотвращении заболеваний – проект может стать очень успешным, говорит эксперт. «Это перспективный мировой тренд, за рубежом уже открылся целый ряд специализирующихся на check up и ранней диагностике заболеваний клиник. В России это направление только зарождается, хотя рынок созрел: спрос есть, людям нужны такие услуги. Например, по оценкам специалистов, половина внезапных смертей приходится на сердечно-сосудистые заболевания, многие из которых можно успешно лечить при раннем выявлении», — подчеркнул Дмитрий Цибизов.

В Ульяновской области в этом году прошло несколько информационных кампаний, рассчитанных на пропаганду здорового образа жизни, противоэпидемических мер, добавил Руслан Гайнетдинов. Например, только во время последней декады «Бизнес против CОVID-19» волонтеры раздали ульяновцам почти 24 тысячи медицинских масок. «Подобные кампании также повысили общественный интерес к охране здоровья, — отметил Руслан Гайнетдинов. — Компании, которые смогут оперативно отреагировать на изменения потребительских настроений, окажутся в выигрыше».

Один в поле не воин

Анастасия Миллер решила объединить усилия с другими предпринимателями, чтобы создать совместный проект, минимизировав объем инвестиций. По мнению экспертов, кооперация малых предприятий также может стать одной из наиболее выигрышных бизнес-стратегий в 2021 году. Объединение усилий поможет выиграть борьбу за новых клиентов, предложив более широкий по сравнению с конкурентами спектр услуг. Анастасия Миллер на базе своей сети детских центров развития и фитнеса «Тип Топ» создала комплексный Центр матери и ребенка, который предлагает услуги сразу нескольких компаний.

Запускать новый проект надо во время общего спада, чтобы обогнать конкурентов, уверена Анастасия Миллер. Идея центра появилась из запросов клиентов, рассказывает она. «Родители хотели привести своих детей не на одно конкретное занятие в центр развития, а иметь возможность получить тут же дополнительно различные услуги: консультацию психолога, занятие с логопедом, посетить спортивную секцию, позаниматься самим», — вспоминает предприниматель.

Кооперация компаний может стать успешной стратегией в современных условиях, потому что это способ сократить издержки и привлечь больше клиентов, предложив более широкий спектр услуг, говорит Дмитрий Цибизов. «Два плюс два часто не четыре, а больше, потому что получается синергетический эффект. Сегодня, во время дефицита ресурсов, у бизнеса это особенно актуально», — пояснил он. Но есть и риски, предупреждают эксперты: если у участников проекта возникнут разногласия по поводу развития бизнеса, договориться может быть сложно.

Пандемия стала не только серьезным испытанием, но и временем возможностей для бизнеса, уверен Руслан Гайнетдинов. «По нашим прогнозам, многие компании, которые начали в этом году новые направления, смогут занять лидерские позиции на региональном рынке благодаря тому, что нашли незанятые ниши, быстро отреагировали на изменения потребительского спроса», — сообщил он. Насколько верными оказались прогнозы экспертов и предпринимателей по поводу перспективных направлений, покажут итоги 2021 года.

Екатерина Старцева