Исправительная колония № 10 в Димитровграде обрастает уголовными делами и смертями. За неделю в учреждении странным образом умерли двое осужденных, заключенные жалуются на «беспредел» администрации, а следователи открывают дело об экстремистской ячейке внутри ИК. 73online.ru стали известны обстоятельства гибели одного из осужденных — незадолго до смерти он получил посылку с «тайным» содержимым...

Димитровградская «десятка» закрепляет за собой репутацию главного ньюсмейкера системы ульяновского ФСИН. Известная раньше неоднократными попытками побега заключенных, теперь она превратилась в центр сопротивления зеков режиму, который установил новый руководитель регионального Управления Сергей Балдин. Он требует больше дисциплины и от подчиненных, и от сидельцев, что последним явно не по душе. Противостояние не стихает с конца прошлого года и идет в нескольких учреждениях, но именно в «десятке» оно накалилось особо.

Загадочные смерти

Следственный комитет устанавливает обстоятельства гибели двух заключенных десятой колонии. Труп 32-летнего Никиты К. обнаружили в дежурной части 15 февраля — он повесился на шнурках от обуви. Никита провел за решеткой треть своей жизни. Его приговорили за несколько разбойных нападений и два убийства. В 2009 году он зверски зарезал сначала мужчину, нанеся ему 43 удара ножом, а буквально через неделю — 15-летнего подростка. Отсидеть успел половину от назначенных 24 лет.

В день смерти осужденный получил посылку, сообщил уполномоченный по правам человека в регионе Сергей Люльков. Среди прочего там лежал тюбик зубной пасты, внутри которого обнаружили неизвестное порошкообразное вещество — по предварительным данным, это наркотик метадон. Сотрудники колонии вызвали полицию для оформления находки, а заключенного отвели в дежурку для дачи пояснений. Там он провел 2,5 часа, периодически его проверяла охрана. Зайдя в очередной раз, мужчину обнаружили мертвым.

Пятью днями ранее в туалете нашли повешенным другого заключенного, Владимира Г. Он тоже осужден за убийство. С Никитой К. его объединяют и одинаковые раны на руках — оба резали себя, протестуя против действий охраны, сообщил источник в правоохранительных органах. Девушка Владимира через правозащитников заявила, что накануне смерти общалась с мужчиной — он рассказывал, что сотрудники якобы вымогали у него 150 тысяч рублей. Сам покончить с собой он якобы не мог: они с девушкой строили планы после его освобождения.

Собеседник 73online.ru говорит, что рассматриваются различные версии произошедшего, в том числе причастность к смерти других осужденных. Кроме того, по имеющимся данным, за решеткой Горбунов увлекался карточными играми и мог влезть в долги.

Превышение полномочий?

Два суицида, произошедших почти подряд, сами по себе выглядят подозрительно, но ситуацию усугубляет и то, что произошли они на фоне конфронтации между заключенными и администрацией. Волнения в колонии начались с жалоб осужденных на жесткие досмотры и угрозы со стороны сотрудников. Якобы зеков могли на несколько часов поставить на «растяжку», угрожали окунуть головой в унитаз, что резко роняло сидельца в тюремной иерархии, и даже изнасиловать.

В феврале 54 человека объявили голодовку, которая продлилась несколько дней. В УФСИН говорили, что все, кто отказался от еды, отбывают наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления и с помощью своей акции пытаются протестовать против законных обысков.

На жалобы зеков на досмотры система ответила уголовным делом: Следственный комитет нашел в колонии работавшую с 2020 года экстремистскую ячейку. Обнародованные фото с обысков демонстрировали вольготную жизнь заключенных и должны были служить опровержением версии тюремных активистов о несправедливых обысках. Как выяснилось, сидельцы пользовались телефонами и даже модемами, играли в карты и устраивали пьянки.

Тем не менее подозрения в возможных перегибах со стороны охраны все же есть: после предшествовавших голодовке обысков у некоторых заключенных обнаружили телесные повреждения, и 11 февраля Следственный комитет возбудил уголовное дело о превышении полномочий (часть 3 статьи 286 УК РФ). В самом СК эту информацию не комментируют. Однако, как удалось выяснить, УФСИН якобы готово предоставить видеозаписи, подтверждающие законность применения силы.

Уполномоченный по правам человека в Ульяновской области Сергей Люльков посещал колонию на прошлой неделе. По его словам, он получил десять обращений, которые касались медицинского обеспечения и досмотровых мероприятий, по избиениям жалоб не было. «Я не имею оснований не верить ни одной из сторон, ни осужденным, ни сотрудникам колонии. Поэтому делать выводы будем после проверки обстоятельств сотрудниками Следственного комитета», — говорит Сергей Люльков.

— Возникла ситуация, что осужденные не понимают — почему раньше было можно [нарушать режим], а теперь нельзя, причем требования поступают от тех же сотрудников, которые раньше на это закрывали глаза. Тогда заключенные выдвигают встречные требования: раз все «по уставу», тогда почему им якобы не предоставляют одежду, медицинское обеспечение — то есть выдвигают к осужденным требования, но в то же время не соблюдают их права, — отмечает Сергей Люльков.

Председатель Общественной наблюдательной комиссии Ольга Баханова говорит, что ранее десятая колония была относительно спокойной — по крайней мере, большого количества жалоб оттуда не поступало. Начальник УФСИН Сергей Балдин отказался разговаривать с корреспондентом 73online.ru. Редакция направила запрос в управление.

Андрей Семёнов

Фото: ru.depositphotos.com