Ульяновская область рискует сорвать государственную программу по капитальному ремонту школ. Работы на всех шести объектах не успевают сдать к 15 августа. Это может привести к тому, что регион больше не получит денег на обновление школ — а в ремонте нуждаются более 160 учреждений. Местные единороссы волнуются — срыв проекта накануне выборов грозит серьезным репутационным ударом, поэтому президиум политсовета собрался в четверг, чтобы разработать план действий и найти виновных. Большинство склоняется к мнению, что причиной стала плохо подготовленная проектно-сметная документация.

В этом году по поручению президента Владимира Путина по всей стране запустили госпрограмму капитального ремонта школ. В Ульяновской области в обновлении нуждаются 168 учреждений, но выполнить все условия и попасть в программу в этом году смогли только шесть. Это школа-интернат №26 в Ульяновске, кадетская школа-интернат в Карсунском районе, Октябрьская школа, блок начальной школы в Мелекесском районе, школа в Никольском на Черемшане и школа в селе Сара Сурского района.

По условиям госконтрактов работы должны быть завершены к 15 августа, сейчас процент выполнения составляет 25-40%. Надежды на то, что подрядчики успеют сдать объекты в срок, тают с каждым днем. Виновных искали на заседании президиума политсовета реготделения «Единой России».

На кону дальнейшее участие региона в президентской программе капитального ремонта и строительства школ. Она рассчитана до 2025 года. Однако министр просвещения РФ Сергей Кравцов четко дал понять, что регионы, не выполнившие обязательства в этом году, могут забыть о проекте. Есть и репутационные риски: провал важнейшей социальной программы накануне выборов может стать для единороссов весомым ударом.

— Я хочу понять, кто за это отвечает? С кого мы спросим за срыв проекта? Коллеги, серьезнее! Это партийный проект! — призвал секретарь регионального отделения «Единой России» Владимир Камеко.

ПСД составляют одни, за стройку отвечают другие

Сложность в том, что проектно-сметную документацию разрабатывают муниципалитеты и сами школы, минпросвещения занимается заявкой для входа программу и добивается выделения средств, но деньги на строительство приходят в региональное министерство ЖКХ, и именно оно выступает распределителем денег.

Хуже всего дела обстоят в Октябрьской школе и школе-интернате №26. Они готовы на 25 и 28% соответственно. Заказчиком работ на этих объектах выступает «Ульяновскоблстройзаказчик». В остальных школах выполнено порядка 40% от общего объема работ. Здесь заказчики — муниципалитеты. По словам министра просвещения Натальи Семеновой, на стройплощадках не хватает рабочих, ежедневно возникают вопросы с поставкой материалов.

Директора ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» Олега Ганина на заседании политсовета буквально затрясло от волнения: руки дрожали, голос срывался.

— По капитальному ремонту школ мы сроки не переносим. Работы планируем завершить к 15 августа. Контракты были расторгованы своевременно. Низкая готовность объектов связана с низким качеством ПСД, в ходе работ было выявлено множество нарушений. Также подрядчик обязуется увеличить количество работников на объектах, — заявил Ганин.

Представитель одной из подрядных организаций Артур Фахрутдинов также принял участие в работе президиума и пожаловался на плохо подготовленную ПСД:

— Мне пришлось за свой счет самостоятельно разрабатывать новые проекты, делать сметы. Сейчас вся документация проходит госэкспертизу, только после этого я смогу вернуть свои деньги, уже вложенные в строительство. Средства выделялись по старой документации, теперь она актуализирована и на все виды работ денег не хватит. Могу сказать, что точно отремонтируем лестницы, спортзалы, пищеблок и туалеты, — рассказал Фахрутдинов.

Мы учителя! Мы другим должны заниматься!

С тем, что проектно-сметная документация не безупречна, согласен и лидер ульяновских единороссов Владимир Камеко:

— Были расторгованы «сырые» проекты. Я собственными глазами их видел. Как можно было не «осметить» систему отопления? Где-то отсутствует пожарная сигнализация, система видеонаблюдения. Мы в этом году два раза уже напоролись: трагедия в Вешкайме и последний случай в «Волжанке» должны были нас чему-то научить! Каждому муниципалитету нужно взять ситуацию на строжайший контроль. Крайне важно выполнить все обязательства. Нужно еще раз детально изучить все проекты на 2023-2025 годы, чтобы по максимуму войти в программу, — сказал Камеко.

Министру Семеновой было сложно сдерживать эмоции:

— Мы учителя! Мы министерство просвещения! У нас нет строительного отдела! У нас нет разработчика проектов, сметчика! У нас нет соответствующей квалификации, мы другим должны заниматься! Есть опыт других регионов, когда подготовкой ПСД занимаются профессионалы. Это системная проблема, которая возникает раз за разом. Нужен единый оператор, который будет готовить ПСД и нести ответственность за свою работу.

Миссия близка к провалу

Слово взял и экс-губернатор региона, депутат Госдумы Сергей Морозов:

— В Ульяновской области планировалось построить не менее 10 школ и отремонтировать 100, но в ближайшее время нас ждёт только ремонт в шести школах, окончание строительства Губернаторского лицея в Димитровграде в 2022 году и второго корпуса Губернаторского лицея в Засвияжье в 2024 году. Причём стройка корпуса приостановлена. Буду встречаться с министром. Хотя я не понимаю, что сейчас можно сделать, наш поезд, по сути, уже от станции отъехал.

Руководитель Общественной приемной партии «Единая Россия», экс-депутат Госдумы Марина Беспалова призвала коллег максимально мобилизовать ресурсы:

— По опыту работы в Государственной думе я могу сказать, что шанс запрыгнуть в последний вагон у нас все же есть – нашим депутатам и сенаторам будет гораздо проще добиваться включения школ региона в программу на следующий год, если программа этого будет выполнена без замечаний. Сейчас мы не укладываемся в сроки! Предлагаю на каждый объект назначить куратора, который в ежедневном режиме будет контролировать строительство. Так у нас появится шанс не сорвать сроки, — уверена Беспалова.

25 июля министерство просвещения РФ сформирует список школ, которые войдут в проект в 2023 году. Ульяновская область пока подала документы только по одному учреждению. Ещё 22 под вопросом. Решение будет приниматься в ближайшие дни, многое зависит от результатов реализации проекта в этом году.

Ольга Шестаковская

Дарья Косаринова