Стоимость какао-бобов на мировых рынках взлетела до максимума за десятилетие. Это может привести к резкому скачку цен на шоколад в России. Некоторые производители уже заявили о пересмотре прайс-листов. Ульяновские игроки также столкнулись с проблемами подорожавшего сырья. Подробнее – в материале 73online.ru.

В конце июля этого года цена нью-йоркских фьючерсов на какао превысила 3,5 тысячи долларов за тонну. Последний раз подобное отмечалось в начале 2011 года, пишут «Ведомости». Это связано с проблемами в западноафриканских странах, которые страдают от проливных дождей: урожай снизится минимум на 20%. Гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия предсказывает, что рост цен на какао-бобы затронет и Россию.

Зарабатывать стали больше

По данным Ульяновскстата, за девять месяцев этого года местными производителями было изготовлено 58 тыс. тонн шоколада и кондитерских сахаристых изделий – на 6,4% меньше аналогичного периода 2022 года.

На ульяновском рынке кондитерских изделий работают такие крупные предприятия, как «Волжанка» (входит в холдинг «Славянка») и «Глобус» (холдинг «KDV»).

Согласно сайту компании «KDV», ежедневно ульяновская фабрика производит 100 тонн продукции: печенье, шоколадные конфеты, карамель, конфеты. Выручка ООО «Глобус» увеличилась в прошлом году на 31,9% до 4,6 млрд руб., прибыль – на 761,2% до 268,8 млн руб. Произошли и кадровые перестановки: пост гендиректора с февраля 2022 года вместо Вардана Абрамяна заняла Наталья Чекмарева.

Хорошие финпоказатели продемонстрировало в 2022 году и ООО «Кондитерская фабрика «Волжанка»: выручка выросла на 32,4% до 4,2 млрд руб., прибыль – на 103% до 905,9 млн руб.

Растущие затраты

Несмотря на увеличение заработка, в прошлом году производителям было несладко. В отчете «Глобуса» Чекмарева указывает на риски, которые влияют на деятельность общества: валютные, изменение процентных ставок и другие. По ее словам, геополитическая обстановка, санкции, пандемия коронавируса продолжают сказываться на организации.

2023 год также не принес ничего хорошего: увеличилась стоимость ингредиентов на фоне ослабления рубля, выросли затраты на логистику, процентные ставки по кредитам, пришлось индексировать зарплаты сотрудников на фоне растущей инфляции и дефицита рабочей силы.

В «Славянке» сообщили, что «резкий рост курсов иностранной валюты оказал значительное влияние на себестоимость выпускаемой продукции, так как доля сырьевой составляющей, зависящей от них, превышает 70%», приводит слова компании «Фонтанка». Затраты на производство на предприятиях ГК возросли более чем на 26%.

На основе данных «Славянки» 73online.ru составил инфографику о том, как выросли цены на продукцию. Изменения с марта 2022 года, когда компания в последний раз пересматривала стоимость.

Помимо этого, холдинг был вынужден поднять зарплаты персоналу в среднем на 25%. В результате производитель с 1 сентября этого года повысил цены на свой товар от 5 до 20%, отметив, что это необходимо для «обеспечения стабильности качества продукции».

Российский кондитерский холдинг «Объединенные кондитеры» («Красный Октябрь», «Бабаевский», «Рот Фронт» и др.) тоже сообщил о повышении стоимости продукции с 1 декабря: шоколада – на 16,3%, конфет в коробках – на 8,3%, весовых – на 6,8%, карамели – на 2,8%.

Что говорят ульяновские предприниматели?

Владелица шоколадной фабрики «Симбирское ателье» Милана Привалова подтверждает, что увеличение издержек продолжается. В 2022 году себестоимость продуктов возросла в среднем на 20-30%, в 2023 – еще на 20%. Подорожали гофротара, сахар; какао-бобы и вовсе подскочили в цене на 40%: «Как известно, страны, в которых прорастают какао-продукты, сами переработкой и продажей не занимаются, поэтому мы закупаем европейское сырье, то есть у перерабатывающих заводов».

Цена какао-бобов подскочила и у отечественных поставщиков – на 20-30%, рассказывает предприниматель из поселка Кузоватово Алексей Орлов (марка «Шоколад семьи Орловых»). Сахар он не использует, а масло делает из какао, поэтому последнее занимает главную долю в производстве. В марте прошлого года затраты на изготовление шоколада у Орлова подскочили в два раз, поэтому он был вынужден приостановить деятельность примерно на полгода до снижения цен. Стоимость продукции предприниматель не менял с 2019 года, но в 2022 повысил «в пределах разумного».

Фабрика Приваловой старается сдерживать цены для потребителя. Продукция в этом году прибавила в стоимости в среднем 5-10% в зависимости от позиции. По словам владелицы, сейчас нет большого выбора поставщиков качественного сырья. Поэтому у производителей есть три пути, чтобы сохранить бизнес в сложной экономической ситуации: снижать стоимость, что будет влиять на качество, находить новые рынки или заниматься разработкой новых продуктов.

– Последним мы занимаемся постоянно, создаем более маржинальные; закупаем оборудование, расширяем производство. Например, в этом году у нас появилась вегетарианская линейка. В следующем году хотим активно развивать детские продукты и «Привет из Ульяновска». Что касается кадрового голода, то мы частично автоматизируем производство, – рассказывает предпринимательница.

Фото на главной: freepik.com

Марина Иванникова