72-я школа настолько большая, что едва вмещается в два внушительных четырехэтажных корпуса! И адреса у нее тоже два: Карбышева, 26 и Сурова, 11. Шутка ли – почти две тысячи учеников, 200 сотрудников, 70 классов-комплектов, общая площадь школьного двора – более 6 га. Возник этот гигант, как говорится, не от хорошей жизни. В конце 90-х – начале 2000-х страна попала в демографическую яму, количество учеников существенно снизилось. Школы №№ 71 и 72, сданные в эксплуатацию в 1987 году и находящиеся друг от друга на расстоянии метров 300, переставали оправдывать свое совместное существование: школьников минимум, а содержание двух организаций влетает в копеечку. Поэтому было произведено, как сказали бы сейчас, слияние и поглощение – из двух учебных заведений создали одно. Оба здания остались в системе городского образования, и это оказалось очень мудрым решением – совсем скоро жителям Нового города понадобилось много, очень много школьных мест…

Младший корпус самой большой школы Ульяновской области

Разделения, оправданные и не очень

С 2018 года 72-й школой руководит Марина Алексеева. Она возглавила учебное заведение в очень непростое для педагогов, учеников и родителей время, когда прежний директор Людмила Шишкина выбрала карьеру оппозиционного политика, неудачно сходила на выборы в депутаты Заксобрания и в результате жесткого конфликта с городским управлением образования была вынуждена оставить свой пост. И коллектив, и родительское сообщество оказались буквально расколоты на два лагеря.

В 2018 году школа стала ареной политической борьбы

– Конечно, определенная нервозность поначалу очень ощущалась, – говорит Марина Алексеева, – Это и понятно, ведь политика – дело эмоциональное. Но, конечно, постепенно взяло верх понимание того, что главное в школе – это школьники, процесс их обучения.

Корпуса распределены по возрастному принципу: в первом – с первого по четвертый классы, во втором – с пятого по одиннадцатый. В необходимости перемещения между зданиями есть определенное неудобство для некоторых педагогов, но они стараются выстраивать расписание таким образом, чтобы свести его к минимуму. Благодаря разделенности в младшем блоке сформировался уникальный микроклимат – нет обычного давления старших школьников, и, можно сказать, что младшеклассники чувствуют себя хозяевами своего классного и внеклассного пространства.

Ей опыт строить и жить помогает

Марина Алексеева начинала с работы учителя информатики в школе №74 на Верхней Террасе. Далее – преподаватель и заместитель по учебной работе в электромеханическом колледже. Следующий этап – региональное профильное Министерство, заместитель директора департамента общего образования. Чуть позже Алексеева становится директором Института развития образования. И, наконец, руководство самой большой школой региона.

Директор школы №72 Марина Алексеева (справа)

– Работа в департаменте по большей части административно-управленческая. В Институте развития – наоборот, очень креативная, связанная с практическим применением современных методик. Такой разнообразный и разнонаправленный опыт, конечно, сегодня очень помогает.

В центре – экология

Одним из первых локальных проектов Алексеевой на новом месте работы стало создание региональной инновационной площадки, на которой школьники получают азы научных знаний и первые практические навыки по выбранному направлению. Таковым для 72-ой школы стала экология. Во-первых, еще 12 лет назад здесь была открыта экологическая школа. Во-вторых, актуальность этой темы растет год от года. Официальное название площадки: "Формирование экологической культуры в контексте человекоцентрированной парадигмы".

Справа – Елена Юдина, 12 лет назад основавшая Экологическую школу для учеников 72-й

– Смысл в том, чтобы показать детям, родителям и самим себе, что человек действительно стоит в центре всего, но при этом не является царем земли. Мы должны понять, что земля является не просто окружающей средой, а местом, где мы живем. И другого места для жизни у нас нет.

Сквозная тема

При финансовой поддержке ульяновской мэрии ученики старшей школы подготовили и выпустили "Экологический навигатор" – учебное пособие тиражом 300 экземпляров, предназначенное для использования на уроках. Школьники под руководством научных наставников переработали огромный массив аналитической информации и в каждом из изучаемых предметов нашли подходящие ниши для внедрения экологической компоненты.

В альманахе собраны эссе учеников 72-й школы на тему экологии

Таким образом, благодаря "Навигатору", данная тематика стала сквозной и заняла ключевое место в образовательном процессе. Курс рассчитан на три года, в следующем году будут подведены итоги первого потока. В минувшем октябре в школе прошла экологическая научно-практическая конференция, в рамках которой был представлен опыт 12 российских регионов и Казахстана. Ее делегатами стали доктора и кандидаты наук, деятельную поддержку оказал Научный совет при Российской академии образования. По итогам мероприятия выпущен научно-практический сборник с официальным статусом, который вместе с "Эконавигатором" будет распространен по ведущим библиотекам страны – то есть передовой ульяновский опыт станет широко доступным для всех школьных экоэнтузиастов России.

Экопобедители

Экологическая направленность проявляется и в сугубо практических вещах. Например, в школе организован по-настоящему раздельный сбор мусора, с передачей собранных отходов на глубокую экологичную переработку. По итогам федеральной акции по сбору макулатуры "Бумбатл" школа №72 вошла в общероссийский топ-10 (4 место). Кстати, в общем зачете Ульяновская область тоже вошла в десятку лучших.

Стараемся дополнительно стимулировать учеников и родителей на участие в подобных акциях. Например, на вырученные деньги выпущен сборник экологических эссе наших учеников. Тема очень интересная: "Как экологическая утилизация влияет на перелетных птиц". Каждый автор получил свой экземпляр. Также состоялся конкурс экооткрыток, на который было представлено 59 работ, а победитель был определен открытым интернет-голосованием.

В 2020 году школа заслуженно стала победительницей престижного международного конкурса Фонда имени Вернадского в номинации "Экологическое просвещение".

Заслуженная награда Фонда Вернадского за глубокое экологическое воспитание

Хорошо забытые УПК

Еще одно новое направление, в котором движется учебный процесс в 72-ой школе – профориентационное, осуществляемое совместно с партнерами из движения "Молодые профессионалы WorldSkills".

Мы вспомнили о советской практике создания при школе УПК, учебно-производственных комбинатов, где детям предоставлялась возможность попробовать себя в различных профессиях. Мы воссоздали их на нашей территории, насколько это возможно сейчас, в соответствии с нынешней нормативной базой называем это Центром профессиональных инсталляций. Достаточно быстро нашли партнеров это авиационный, педагогический, медицинский колледжи, технопарк "Кванториум". Мы также продолжили сотрудничество с НПО "МАРС", которое длится с 2012 года, а через связку с "Марсом" со всеми ульяновскими университетами.

Ученики школы №72 на профориентационных площадках

В начале учебного года ученики восьмых-одиннадцатых классов определяются с направлением. Под профориентационные занятия, которые проводятся на площадках партнеров, отведен один день в неделю – четверг. На площадках колледжей производится подготовка по стандартам WorldSkills.

Недетские призы

Жесткой привязки к курсу нет, можно попробовать себя сначала в одной профессии, потом в другой. Естественно, в полном смысле слова это не является профессиональным образованием, но школьники приобретают вполне конкретные компетенции и навыки.

Коллеги из Союза WorldSkills очень высоко оценивают наш подход, называют его уникальным. Что, конечно, очень приятно. Но еще более приятен и значим тот факт, что два ученика нашей школы стали призерами Национального чемпионата WorldSkillsзаняли второе и третье место в своих категориях "Ремонт и обслуживание автомобилей" и "Покраска автомобилей". В ближайшее время они должны получить свои награды 100 и 150 тысяч рублей соответственно. Их победа стала мощным стимулом для остальных в этом году к профориентационным занятиям ребята относятся с гораздо большей серьезностью. В этом году 17 наших воспитанников стали призерами регионального чемпионата. Все они вошли в национальную команду и скоро поедут на соревнования высшего уровня.

Призеры Национального чемпионата WorldSkills Антон Лаврентьев (вверху) и Владислав Локостов, воспитанники 72-й школы

Хочешь – печатай детали, хочешь растенья сажай

Одним из приоритетных направление в профориентации являются цифровые технологии. В прошлом году был выигран региональный грант по заявке на тему "Развитие IT-технологий внутри школы" на сумму 556 000 рублей. Также была удовлетворена заявка на приобретение компьютерного оборудования и обучения по направлениям "3D-моделирование" и "Виртуальная реальность" – куплены 3D-принтер, VR-комплект и организованы занятия для пятых-седьмых классов. Параллельно со своими воспитанниками приобретают новые навыки и учителя. Если раньше курсы вели приглашенные специалисты, то теперь это делают школьные педагоги.

В ближайшее время в Центре начнет функционировать новое направление – естественно-научное. Работа над ним началась еще при прежнем руководстве, а сейчас успешно продолжается. На деньги партнеров были приобретены графические планшеты и микроскоп, теперь необходимо подготовить к занятиям школьную теплицу. Сейчас туда уже заведена тепловая инфраструктура, в марте должно состоятся подключение. В планах на лето – произвести косметический ремонт, чтобы уже в сентябре заработал класс лабораторных и исследовательских работ. Аграрный университет уже подтвердил свое участие в этом проекте.

На грантовые деньги в школу №72 закуплен комплект виртуальной реальности

Есть, где идею припарковать

Школа стала одной из десяти участниц проекта по личностному ориентированию в развивающейся среде образовательной организации, который реализуется фондом "Вклад в будущее"(основан Сбербанком). Работа продлится три года, на данный момент управленческий состав школы уже прошел соответствующее обучение. Цель – помочь каждому школьнику раскрыть его природные таланты и выбрать верные точки приложения жизненных усилий. В рамках проекта в школе создаются зоны коворкинга. Например, в младшем блоке была переоборудована библиотека – теперь там есть амфитеатр с мягкими диванами, мультимедийная техника и многое другое. В старшем блоке создана Живая стена – она выкрашена маркерной краской и по сути является огромной маркерной доской. На ней можно писать, рисовать, стирать, а потом снова писать и рисовать. Покраска уже осуществлена, а официальное открытие состоится 23 февраля.

Ребята из нашего Школьного государства вовсю готовятся к этому событию, придумывают текстовую и графическую концепцию поздравлений. На будущее мы с ними договорились так: самовыражаться можно свободно, но в рамках приличий. Пришли к общему выводу, что стена должна в идеале стать "Парковкой для идей" средством высказаться и донести свое мнение до других.

Обновленная библиотека 72-й школы

Старые и новые традиции

В школе появились и новые традиции, которые объединяют учеников и учителей, делаю роднее и благодарное друг другу. Так, например, для педагогов учреждена школьная премия «Премного благодарен». Эту замечательная идея была подсмотрена у коллег из Питерской школы Майи Пильдес. Еще одно совместное дело – это День здоровья, время для активного отдыха, тимбилдинга и теплого человеческого общения.

- С 2019 года в нашей школе появился и родительский день. Это как когда-то, приезжая в пионерский лагерь, родители могли увидеть, чем живет ребёнок. Родители в это день могут поприсутствовать на любом из уроков, принять участие в защите детских проектов и, конечно, провести дегустацию в школьном Центре здорового питания. В 2020 году пандемия нарушила наши планы, надеюсь, в 2021 родительскому дню быть! У нас было два замечательных музея, теперь открылся третий это музей истории школы. Им руководит им замечательный педагог Головина Людмила Алексеевна. Нам очень хотелось, чтобы в школе появилось место, которое бы хранило все интересные, сложные, забавные, важные исторические моменты он начала ее основания до наших дней.

В 2019 году пара из 72-ой школы, воспитанники кадетского класса, удостоилась звания "Принц и принцесса Кремлевского бала" на Международном кадетском балу в Москве.

Кадеты из 72-й школы на балу в Москве

В топ-25 – опять и опять

Обобщающее и, пожалуй, главное достижение школы – нахождение на протяжении двух лет в топ-25 средних учебных заведений Ульяновской области. Учтено множество факторов и критериев: результаты ЕГЭ, олимпиад, всероссийских проверочных работ, интенсивность и качество воспитательной деятельности и т. д. Помимо морального удовлетворения и улучшения имиджа, этот успех имеет выраженное материальное значение – 15-процентную надбавку к зарплате для педагогов.

Когда состоялось мое назначение, мы с коллегами собрались и решили надо бы нам в этот Топ попасть, так как ни разу школа еще не оценивалась столь высоко. В 2019-м году удалось прорваться, а в 2020-м подтвердить прошлогодний успех. Было очень приятно услышать от одного из молодых педагогов при приеме на работу: "Я решила, что начинать карьеру в школе из топ-25 это правильно!".

Андрей Арсентьев