XIX столетие было «веком пара»: в 1803 году был изобретён паровоз, в 1807-м – пароход. В 1818 году первый пароход прошёл по Волге, а регулярное пароходное общение по великой реке, начавшееся в 1845 году, было, по общему мнению современников, мощным стимулом к экономическому развитию Симбирска.

В 1834 году, за три года до открытия самой первой в Российской империи показательно короткой железнодорожной линии между Санкт-Петербургом и Царским Селом, симбирский помещик А. Бестужев предложил правительству соединить железной дорогой берега Волги и Дона, указав на многочисленные экономические и даже патриотические выгоды данного предприятия. Бестужев готов был жертвовать на дорогу всё своё немалое годовое жалованье в 5500 рублей, но проект остался без последствий.

Только в 1874 году Симбирская губерния присоединилась к развивающейся сетке российских дорог. 12 октября 1874 года состоялось торжественное открытие линии Моршано-Сызранской железной дороги, сто вёрст которой, до уездного города Сызрани, проходили по территории Сызранского уезда Симбирской губернии. В её пределах были построены станции Батраки, Сызрань, Репьевка, Новоспасское, Прасковьино, Никулино.

Строительство Моршано-Сызранской железной дороги

Первый поезд состоял из паровоза, изукрашенного флагами и цветами, двух товарных и пассажирского вагонов. На станциях его встречали толпы народа. Служились молебны, пока паровоз пополнял запасы воды и дров.

Паровоз на Моршано-Сызранской железной дороге, 1874 год

Дорога была построена всего за два года. Летом сыпали насыпи, зимой – укладывали рельсы. Все работы производились вручную. Труд был дёшев, но попасть на стройку крестьяне почитали за счастье. Работали даже не за деньги, а за паёк. Местным было легче – рядом дом, огород. Приезжие ютились в бараках и землянках вдоль линии. Здесь же, у насыпи, хоронили умерших рабочих – дань распространённому суеверию, что на кладбище нельзя хоронить тех, кто умер без церковного покаяния, и иноверцев.

Железнодорожный вокзал в Сызрани в начале XX века

В том же 1874 году началось строительство Оренбургской железной дороги, ставшей продолжением Моршано-Сызранской. В Симбирской губернии проходило всего восемь верст этой дороги. Дорога была пущена в эксплуатацию в начале 1877 года. Переправа грузов и пассажиров через Волгу поначалу осуществлялась с помощью парома, а уже 30 августа 1880 года, в день именин императора Александра II, состоялось открытие самого длинного в Европе, в 1436 метров, железнодорожного Сызранского моста. Он строился с 1876 года, был оценен в 7 млн рублей и считался средоточием технологических новаций своего времени.

Железнодорожный мост в Сызрани

На волне «железнодорожной лихорадки» симбирские деятели предпринимали усилия, чтобы и губернский город соединился с Сызранью железнодорожной веткой, но не получилось – ветка потребовала бы немалых расходов, а Россия в 1877–1878 годах только отвоевала с Турцией.

Симбиряне продолжали ходатайствовать тем настойчивее, чем развитие железной дороги у соседей больнее отзывалось на их собственных карманах. Менялся транзит оптовых грузов – а симбирские хлебопромышленники богатели именно на оптовой торговле хлебом. К 1887 году принципиальное решение о строительстве до губернского города отдельной железнодорожной ветки было наконец принято. Местными деятелями предлагалось немало продуманных проектов, существо которых сводилось к тому, чтобы железнодорожная линия как бы пронизала всю губернию с юга на север через Карсун, деля её на две равные части.

Открытка "Сердечный привет с МКЖД". Линия до Симбирска указана как строящаяся

Но кроме местных интересов был ещё интерес застройщика, акционерного общества Московско-Казанской железной дороги, сильно не совпавший с местными пожеланиями. Карсун и вовсе остался в стороне от железной дороги, а позже возникла обидная легенда, будто карсунские купцы подкупили инженеров, чтобы те протянули линию подальше, а то, дескать, наедут по «железке» конкуренты… Нет, не такими дикими были наши предки!

Паровоз в Симбирске, 1898 год

В мае 1895 года император Николай II утвердил постройку двух железнодорожных линий в Симбирскую губернию – от Рузаевки до Сызрани и до Симбирска, общей протяжённостью в 428 верст. Строительство началось весной 1897 года, интенсивно, сразу на нескольких участках. Летом 1898 года симбиряне встречали первый паровоз, доставленный по Волге из Нижнего Новгорода. Движение по Сызранской и Симбирской линиям было официально открыто 28 декабря 1898 года.

«Чует житель, что время застоя прошло: есть у нас уж дорога железная…» - писал об этом событии симбирский поэт и краевед Петр Александров. Кстати, динамику «нового» времени замечательно выразила статистика публичных домов в Симбирске – раньше их было всего четыре, а в 1898 году насчитывалось целых 22.

Иван Сивопляс