Яндекс.Такси начал работать в Ульяновске в 2016-м. За семь лет сервис вырос до крупного агрегатора, поглотил многие службы заказа, оставшись на региональном рынке почти без конкуренции. Все эти годы сфера пассажирских перевозок искала лучшие варианты работы, и в сентябре ее ждут очередные изменения.

Хотели как лучше

Яндекс начинал работу в Ульяновске в октябре 2016 года с сотни машин, четверть из которых были фирменными – из Москвы специально завозили желтые «Киа Сид». На тот момент местный рынок легковых пассажирских перевозок был представлен такими службами заказа, как «Везёт», 230-230, «Максим», «Левый берег», «Первый таксопарк». Ожидания от прихода Яндекса были высокими: директор Ассоциации операторов такси и диспетчерских служб Михаил Фролов делился с «Улпрессой» надеждами, что федеральный сервис искоренит нелегалов, работающих без лицензии и прохождения мед- и техосмотра. Руководители «Левого берега» и диспетчерской службы «Везёт» в Ульяновске говорили 73online.ru, что известным в городе перевозчикам Яндекс – не помеха, клиенты и водители никуда не денутся.

Спустя полгода ситуация изменилась: Яндекс стремительно захватывал рынок. Причин было несколько: у федералов было удобное мобильное приложение с привязкой банковской карты; они могли себе позволить устанавливать низкие ценники на поездки (от 49 рублей) для пассажиров и доплачивать за это водителям. Правда, постепенно стимулирующие выплаты прекратились, стоимость поездок выросла. Но Яндекс начал активно поглощать конкурентов и внедрять новые услуги и сервисы. А участники рынка печально замечали: легализации сферы не случилось – по городу по-прежнему ездили «бомбилы», хотя официально в «желтых» машинах должны были оказаться только ИПшники.

В борьбе за клиента

Спустя пару лет после Яндекса ульяновские дороги стали пополняться машинами других крупных компаний – «Таксовичкофф», Gett, «Ситимобил»… До сегодняшнего дня дожили не все: Яндекс поглотил Uber и региональных игроков, Gett ушел из России. Властвовать в регионе остался, по сути, Яндекс – агрегатор сотрудничает с таксопарками и подключает водителей напрямую.

Подключиться к системе и брать заказы сегодня могут в том числе самозанятые – для оформления автолюбителям хватает пары минут. Но вывести рынок из тени это не помогает, поясняют эксперты рынка: в случае ДТП водитель на небрендированной машине никак не идентифицируется как такси. Это с одной стороны искажает статистику, с другой – не защищает пассажиров.

– Раньше службы заказа самостоятельно следили за водителями, переживали за клиентов: нельзя было отказаться везти пассажира, в каждом конкретном случае жалобы шло разбирательство. Сейчас Яндекс может блокировать водителей безвозвратно после одной жалобы, безосновательно, без объяснения причин. Как агрегатор он распределяет заявки, влияет на цену, а таксопарки, по сути, не влияют ни на что – только ведут борьбу за водителей. Закон, который вступает в силу с 1 сентября, должен поменять эту систему. Наш коворкинг-центр Taxi House, который открывался как центр легализации такси, надеюсь, заработает в полную силу, – рассказал председатель комитета по транспорту реготделения «Опоры России», руководитель Taxi House Максим Давыдов.

Новые условия

Грядущие изменения, связанные с законом о такси, обсуждали на прошедшем 20 июля заседании ЗСО. Замминистра транспорта Сергей Кулик озвучил основные положения законопроекта:

  • региональное правительство получит полномочия устанавливать порядок работы легковых такси, водителей, служб заказа и прочих участников данной сферы, выдавать, аннулировать, возобновлять разрешения на работу;
  • для юрлиц и ИП устанавливается срок действия разрешения на работу в легковом такси – 5 лет;
  • будут составлены региональные реестры перевозчиков, служб заказа и водителей, которые будут контролироваться регионом.

Максим Давыдов уверен: легализация для водителей – более выгодный и простой вариант. Платить придется не так много, можно оформить ИП и работать по патентной системе, не рискуя попасть под проверку и доначисление налогов при переводах на карту.

– Этот закон все ждут, но пока никто не знает, как он будет реализован: как поведет себя агрегатор, кого будет отключать, как поведет себя администрация, как они будут взаимодействовать, – отметил гендиректор НКО «Ульяновская областная Ассоциация транспортных организаций» (УОАТО) Владислав Сонин. – Радует, что у нас не приняли цвет автомобиля, как в других областях. Но в целом закон написан лоббистами от Яндекса, в нем уже учтено всё то, что реализовано у агрегатора в плане технической нагрузки.

Он также считает, что с вступлением в силу закона водителей на рынке останется меньше – а это может привести к удорожанию поездок. Сегодня стоимость рассчитывает агрегатор: при высоком спросе (мало машин, много пассажиров) цена растет, при низком – наоборот. Обычно летом водителей становится меньше: «подработчики» уходят в другие сферы либо, являясь садоводами, оседают на дачах.

– Что касается цен – они и так низкие. Растет стоимость страховки, запчастей, автомобилей, топлива – почему стоимость поездки должна оставаться низкой? – поясняет Сонин.

По данным Ульяновскстата, в июне проезд в такси в расчете на 1 км пути подорожал до 31,75 рублей с 27,24 рублей в январе.

Татьяна Лисицына

Фото: ru.freepik.com