«Лайфхакер», «родившийся» в Ульяновске, сегодня считается одним из самых успешных изданий в своей сфере. В его медиаките говорится о 25 миллионах уникальных посетителей и 46 миллионах показов страниц ежемесячно, о более 3,5 миллиона подписчиков в соцсетях. Один из офисов «Лайфхакера» по-прежнему расположен в Ульяновске, на улице Радищева: в отличие от многих связанных с IT компаний, издание не пошло по пути релокации. 73online.ru рассказывает, как живет сегодня популярное медиа.

На все случаи жизни

«Лайфхакер» появился в 2008 году. Один из его создателей — ульяновский IT-предприниматель Сергей Булаев (он основал компанию «Буферная бухта», выпустил известное приложение «Купи батон», помогающее структурировать покупки). Годом ранее Сергей приобрел за 200 долларов домен lifehacker.ru. Тогда слово «лайфхак» было для России новым и непонятным.

Американский аналог — англоязычный интернет-блог lifehacker.com — специализировался на новостях в области программного и аппаратного обеспечения. Булаев и его партнер, москвич Олег Недерев, решили начать с того же. Лайфхаки, которые публиковали на портале, касались сферы IT. В 2010 году к проекту присоединился инженер-программист и блогер Алексей Пономарь.

Постепенно издание охватывало все больше сфер. В середине 2010 года «Лайфхакер» имел более 10 тысяч уникальных пользователей в месяц, в 2017-м — более 10 миллионов, сегодня — 25 миллионов.

От советов к бренд-медиа

Акционерами ООО «Буферная бухта» (компании, управляющей «Лайфхакером»), помимо Сергея Булаева, Олега Недерева и Алексея Пономаря, были известные ульяновские IT-предприниматели Руслан Фазлыев (Ecwid) и Александр Щербина (I-TECH). В ноябре 2020 года 100% акций компании было продано комбинированному закрытому паевому инвестиционному фонду «Кибертех». Сумму сделки не озвучивали, но эксперты оценили ее в пределах от 80 миллионов (четырехкратный размер годовой прибыли компании) до 342 миллионов рублей (2-2,5 годовых выручки, по данным на 2019 год).

Продажа «Лайфхакера» была расценена как «тенденция перехода независимых интернет-медиа к холдингам и экосистемам».

Управляющая компания «Кибертеха» — московское ООО «Велес Траст». Его единственный бенефициар и акционер на сегодняшний момент — Алексей Гнедовский. «Лайфхакер» оказался не единственным медиа-активом в портфеле «Велес Траст»: также в него входят популярные интернет-издания fb.ru, «МирТесен», СМИ2.

По данным kartoteka.ru, выручка ООО «Буферная бухта» в 2019 году составляла 137 миллионов рублей, чистая прибыль — 21 миллион. В 2021 году выручка увеличилась и составила 183,1 миллиона (плюс 10% к 2020 году), чистая прибыль упала на 12,7% — до 14,2 миллиона рублей.

СЕО (издателем) «Лайфхакера» сейчас является Алексей Пономарь, главный редактор медиа — Оксана Запевалова. У издания два офиса — в Ульяновске и Москве.

Сергей Булаев, Олег Недерев, Александр Щербина, Алексей Пономарь стали совладельцами и вошли в совет директоров ООО «Палиндром», которое в 2020 году основал Родион Скрябин. С 2017 года он работал директором по развитию «Лайфхакера».

— Продажа «Буферной бухты» — логическое завершение многолетнего труда по ее развитию. Это завершившийся этап в моей жизни. За дальнейшим развитием я пристально, если честно, уже не слежу. «Лайфхакер» и «Палиндром» — сильно разные бизнесы по своей сути. Один — это СМИ, второй — создание медиапроектов для крупных компаний. Но рынок достаточно интересный, — отметил Александр Щербина.

«Палиндром» родился внутри «Лайфхакера». В 2017 году Скрябин и Пономарь запустили внутри издания производство бренд-медиа под ключ. Спустя три года оно трансформировалось в отдельный бизнес — контент-бюро «Палиндром». Первым его клиентом стал «Яндекс.Практикум» с журналом «Код». Сейчас «Палиндром» делает и другие бренд-медиа: в их числе — журналы «Кинжал», «Трудовая оборона».

В 2021 году компания оказалась более успешной, чем «Буферная бухта»: выручка ООО «Палиндром» составила 220 миллионов рублей (345,2% к 2020 году), чистая прибыль — 35,5 миллиона (плюс 37,5%).

В январе к команде «Палиндрома» присоединился Максим Ильяхов, создатель сервиса для проверки текстов «Главред», автор книг «Пиши, сокращай» (вместе с Людмилой Сарычевой) и «Ясно, понятно». Он стал совладельцем КБ и вошел в совет директоров.

Свой «Апостол»

Сегодня «Лайфхакер», как уточняется в медиаките издания, выпускает около 700 материалов каждый месяц — от текстов про здоровье и технологии до обзоров кино и рецептов, делает тесты, игры, калькуляторы, подкасты, спецпроекты для различных компаний.

Основная аудитория медиа — жители крупных городов России в возрасте от 25 до 44 лет.

В «Лайфхакере» работает более 130 человек из десятков городов России и других стран (от Владивостока до Милана). Издание, помимо прочего, занимается исследованиями. Одно из последних касается нативной рекламы в российских медиа (итоги 2022 года).

В начале декабря было заявлено, что «Лайфхакер» совместно с КБ «Палиндром» и Центром развития бизнес‑коммуникаций при поддержке Ассоциации коммуникативных агентств России запускают первую премию для изданий «Апостол» (имени Ивана Федорова). В ней 12 конкурсных категорий, от дизайна до соцпроектов. Побороться за победу смогут любые медиа и бренд‑медиа. Прием заявок стартует в начале 2023 года.

Иллюстрация: lifehacker.ru/special/mediakit

Виктория Чернышева