26 сентября, текущего 2025 года в выставочном зале Государственного архива Ульяновской области, открылась документальная выставка «Монументальная история. Памятники Симбирска-Ульяновска». Выставка насыщенная и интересная. Наш город, действительно, богат замечательными памятниками, настолько, что по теме можно сделать ещё не одну выставку, и всё будет мало.
Особенно много замечательных памятников оставила по себе советская эпоха. В большинстве своём это, разумеется, памятники нашему великому земляку и уроженцу Владимиру Ульянову-Ленину. Нет, наверное, в России города без памятника Ленину — но Ульяновск, кажется, единственный город в стране, где Ульянов-Ленин скульптурно запечатлён в трёх своих главных иконографических ипостасях: Ленин-ребёнок, Ленин-юноша и классический Ленин с лысиной и бородой.

Установка памятника Марии и Володе Ульяновым в апреле 1970 года
Маленький Володя Ульянов запечатлён в бронзе рядом с матерью Марией Александровной. Памятник был установлен весной 1970 года. Место выбрали рядом с Ленинским Мемориалом, в нескольких десятках метрах от места рождения будущего вождя, рядом с двухэтажным Музеем-квартирой Ленина — домом, в котором семья Ульяновых квартировала в 1871–1875 годах. Именно в этот период была сделана самая ранняя фотография будущего вождя революции, запечатлевшая четырёхлетнего Володю рядом с его любимой трёхлетней сестрой Ольгой. На этом единственном известном детском изображении и строилась вся иконография маленького Ленина с кудрявой головой.
Мраморные, бронзовые, но чаще — гипсовые стандартные кудрявые Володи Ульяновы с непременной книжкой, а то и целой стопкой книг, украшали музеи, детские учреждения, сады и парки, начиная с 1930-х годов. Книга в руках младенца Ильича — а младенцами в старину называли детей до 7-8 лет — должна была, с одной стороны, побуждать к учёбе подрастающее поколение Страны советов. С другой, если обратиться к христианской традиции, книга или свиток, вложенные в руки святого, олицетворяли силу, власть и добродетели этого человека: советская власть творила новую квази-религию, опираясь на древние основания. Ни папа, ни мама мальчика, ни его многочисленные братья и сёстры на памятники не попадали.

В 1951 году полноценный, ростовой памятник Марии Ульяновой работы знаменитого советского скульптора Матвея Генриховича Манизера был установлен на её могиле в Ленинграде, современном Санкт-Петербурге. В 1957 году бюст-памятник Ильи Николаевича Ульянова, работы того же Манизера, был установлен в Ульяновске — а в 1958 году памятник Марии Ульяновой с маленьким Володей появился в городе Рязани.
5 ноября 1959 года решение об увековечении памяти матери Ленина, Марии Ульяновой путём установки ей памятника в городе принял Ульяновский горисполком. На 22 апреля 1960 года, день 90-летия со дня рождения Ленина, была намечена торжественная закладка монумента. Предлагалось войти с ходатайством в Совет министров РСФСР о выделении средств на сооружение памятника, а главному архитектору города Александру Ивановичу Бросману, «совместно с автором памятника», выбрать место для его установки. Автор не назван по имени, но, видимо, им был всё тот же Матвей Манизер, часто копировавший свои удачные скульптуры для установки в других местах. Но — не срослось...

Скульптор Павел Бондаренко
25 апреля 1968 года Ульяновский облисполком распорядился оплатить проектирование и изготовление статуи Ленина для торжественного зала строящегося Ленинского мемориала — её делал, как раз, Павел Бондаренко — и «композиции матери с ребёнком». Прямо речи о Марии и Володе Ульяновых в документе не идёт, и быть может, монумент, действительно, мыслился эдакой абстракцией на тему «спасибо товарищу Ленину за наше счастливое детство».
Но, видимо, уже в процессе работы стало ясно, что тема рождения/детства вождя революции во внешнем облике Мемориала никак не выражена визуально — даже на фасаде привычный «старый» Ленин с лысиной и бородой, а ведь строился Мемориал, увековечивая именно событие рождения. И тогда абстракция обратилась конкретикой, маленьким Ильичом и его мамой.

Клеймо скульпторов на постаменте скульптуры
Осознание, как обычно, происходило в последний момент: скульптура создавалась, отливалась и устанавливалась в 1970 году, за считанные дни до ленинского столетия. Авралом, видимо, определяется и настоящий квартет известных советских скульптора: Павел Иванович Бондаренко (1917–1992), ректор Московского художественного института имени Сурикова, академик Академии художеств СССР, Олег Константинович Комов (1932–1994), член правления Союза художников СССР, чей Ярослав Мудрый из Ярославля красуется на 1000-рублёвых купюрах, Юрий Львович Чернов (1935–2009), отличившийся участием в оформлении Московской олимпиады 1980 года, Олег Сергеевич Кирюхин (1929–1991). Вместе с Павлом Бондаренко Кирюхин трудился над Монументом Славы в Куйбышеве-Самаре, одним из выразительных скульптурных символов нашей «соседки», местными жителями нередко называемом «Паниковским с гусем».
Тема детства вождя революции решена отнюдь не камерно. Размеры монумента подчёркивают значение личностей. Бронзовая Мария Александровна, притом, что она изображена сидящей, имеет высоту более трёх метров, а общая высота памятника с гранитным постаментом составляет почти четыре с половиной метра.

Скульптор Олег Комов
В 1960-е годы советское искусство заново переосмысляло для себя традиционное русское искусство, в том числе, иконопись. Изображая Марию Александровну и младенца Владимира, скульпторы практически буквально следовали иконописному канону изображения Девы Марии и Младенца Христа.

Скульптор Юрий Чернов
В частности, на иконах у Младенца писалось тело взрослого человека как признак Его Божественного совершенства. Володя Ульянов тоже выглядит маленьким мужчиной — развитая грудь, расправленные плечи, правая нога готовится шагнуть, уводя мальчика из-под материнской руки, окутанной шалью, заботливо положенной ему на левое плечо.

Мария Александровна и Володя Ульяновы обращены лицами на восток — к Волге. Если о манизеровском Ленине на центральной площади шутили, что он отвернулся от любимой реки, чтобы зорче следить за бюрократами в расположенном напротив обкоме, то скульптурная группа стала первым в истории города памятником, прямо ориентированным на великую русскую реку. Конечно, с реки, за громадой Симбирской горы, монумент не очень виден — и, тем не менее.

Зато, у себя на горе Мария Александровна и Володя гармонично сочетаются со зданием квартиры-музея. Это обстоятельство можно отнести к личной заслуге скульптора Олега Комова, который очень хорошо «вписывал» свои монументальные творения в «контекст исторической архитектурной среды», и это качество вполне проявилось в ульяновском монументе. Памятник не заслоняет, не портит вида, не отвлекает внимания от старинного дома, где жили Ульяновы. И этому стоит учиться современным скульпторам, когда монументальное искусство в России переживает невиданный доселе «бум»: да, не всегда качественно, зато, много.
Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online
Иван Сивопляс, научный сотрудник Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина»









