Культура
07.08.2019, 07:00
 1420  

Как рождался ульяновский трамвай

Именно развитие общественного транспорта, указывают многие историки, сделало возможным стремительное развитие городов в XIX столетии, запустило и усилило во всем мире процесс урбанизации. И именно отсутствие развитой инфраструктуры общественного транспорта, как кажется, делает наш город, уверенно переступивший порог XXI столетия, большой деревней. «От тебя же потом не уедешь, - нередко слышим мы отказ, когда любезно зазываем гостей, - маршрутки не ходят, а до трамвая идти далеко».

А то, что городу Симбирску необходим общественный транспорт, было осознано очень давно. Еще в далеком 1867 году Симбирский губернатор граф Владимир Орлов-Давыдов предлагал городскому голове купцу Александру Зотову подыскать подрядчиков, готовых построить «рельсовый путь от пристани реки Волги в гору высотою до 70 саженей (более 150 метров)».

Речь шла о устройстве фуникулера - рельсового транспортного средства на канатной тяге для перевозки пассажиров и грузов. Выгори губернаторская идея, и симбирский фуникулер стал бы первым в России! (Фуникулер в Нижнем Новгороде запустили только в 1896 году!) Но история не знает сослагательного наклонения.

А на рубеже XIX – XX столетий губернский Симбирск заговорил про трамвай. О нем говорили в городской думе драматической осенью 1917 года. О нем говорили победившие советские деятели среди громов Гражданской войны и в наступившей разрухе. О нем говорили в самый разгар Великой Отечественной войны, когда 8 июня 1943 года Ульяновским горисполкомом был утвержден перечень благоустроительных работ, поражавший своим размахом. Планировались кардинальная реконструкция Нового Венца, восстановление городских башенных часов и, наконец, пуск трамвая и устройство фуникулера!

С фуникулером опять не «выгорело», но в 1948 году, в 300-летний юбилей Симбирска-Ульяновска, было утверждено решение правительства о строительстве в Ульяновске трамвайных линий. Необходимость общественного транспорта обосновывалась резким, двукратным ростом населения областного центра за годы войны - до 250 тысяч человек, в связи с размещением здесь эвакуированных заводов и фабрик. Перед тружениками города в полный рост встала транспортная проблема. Никак не меньше, по воспоминаниям старожилов, она касалась и путешествующих, добиравшихся до железнодорожного вокзала Ульяновск-1, известного теперь как «Старый», отмахивавших порой по многу километров с тяжеленными рюкзаками и чемоданами.

70 лет назад, в 1949 году, начались проектно-изыскательские работы на линии будущего строительства, постройка трамвайного депо – ныне северного. Площадка под депо была определена отнюдь не идеальная. При ее расчистке, в частности, «ухнул» в карстовую впадину целый автогрейдер, и понадобилась неделя, чтобы высвободить машину из западни. Наконец, 11 ноября в землю был забит первый, символический костыль, а на субботнике 12 ноября 1949 года в районе вокзала были уложены в землю вполне реальные 600 метров трамвайных путей.

Строительство трамвайной линии, ул. Советская. 1952 год

В полную силу работы развернулись в 1951 году. На снимке 1952 года мы видим скромных тружениц ульяновского трамвая, укладывающих рельсы на улице Советской. К осени 1953 года были полностью уложены рельсы 1-го маршрута «Депо – Железнодорожный вокзал». В сентябре в город Горький была направлена на обучение первая группа вагоновожатых. 6 ноября 1953 года в Ульяновск доставили две пары «пассажирских товарных вагонов» - отечественного, Усть-Катавского производства. В газетной заметке по этому поводу особо подчеркивался казавшийся необычным дизайн: «вагоны обтекаемой формы», и наличие автоматических дверей.

Первый трамвай в Ульяновске

Утром 5 января 1954 года по улицам Ульяновска прогрохотал, открывая регулярное движение, первый трамвай. Им управляла вагоновожатая Римма Разумовская. Среди первых пассажиров – первый секретарь Ульяновского горкома КПСС Владимир Васильев с семьей. Остроумные ульяновцы скоро прозвали сцепки-поезда «трамваями на квадратных колесах». Шума от них было действительно много, но когда у тебя в руках здоровенный чемодан, то лучше с шумом, да на трамвае, чем громко проклинать жизнь, шагая пешком от вокзала.

Иван Сивопляс

Читайте также
15.10.2019, 06:00 Памятник Ленину на Соборной площади
12.10.2019, 06:00 Картины "парижского жанра"
10.10.2019, 06:00 Неприятный запах синематографа
09.10.2019, 06:00 Как железные дороги пришли в Симбирский край
08.10.2019, 11:08 В Ульяновске на остановке иномарка сбила женщину, которая хотела сесть в трамвай
Поделись новостью в социальных сетях
Комментарии (0)
Сортировать комментарии по рейтингу, показывать все комментарии

Отправить
Популярные новости
1 Января 1918
Иван Сивопляс
18 сентября 2019 года в Барышском районе, в селе Старотимошкино дотла сгорел старинный двухэтажный дом. До 1918 года он и окружавшая его усадьба принадлежали знаменитымРод Акчуриных не раз играл важные роли в жизни России, Среднего Поволжья, Симбирско...
О проекте Редакция Сообщить новость Архив новостей Подписка Условия перепечатки Реклама на сайте Контакты
Политика об обработке персональных данных (doc)
Все права на статьи, схемы, материалы и фотографии, размещенные на сайте, принадлежат редакции,
интернет-ресурсам или физическим людям, которые указаны в описаниях.
Все не авторские статьи редакции, фото и материалы имеют ссылку на первоисточник, за которыми сохранено авторское право.
Перепечатка материалов сайта разрешена при условии письменного согласия редакции и/или автора статьи, материала, фотографии.
Разработка сайта - dv.studios
73online.ru
© 2008-2018. "Ульяновск онлайн", www.73online.ru, 18+
Учредитель: ООО "Симбирское Информационное Бюро". Главный редактор: Биджанов К.В.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-36684" от 29.06.2009 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru
Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru
Rambler's Top100
Наверх