Именно развитие общественного транспорта, указывают многие историки, сделало возможным стремительное развитие городов в XIX столетии, запустило и усилило во всем мире процесс урбанизации. И именно отсутствие развитой инфраструктуры общественного транспорта, как кажется, делает наш город, уверенно переступивший порог XXI столетия, большой деревней. «От тебя же потом не уедешь, - нередко слышим мы отказ, когда любезно зазываем гостей, - маршрутки не ходят, а до трамвая идти далеко».

А то, что городу Симбирску необходим общественный транспорт, было осознано очень давно. Еще в далеком 1867 году Симбирский губернатор граф Владимир Орлов-Давыдов предлагал городскому голове купцу Александру Зотову подыскать подрядчиков, готовых построить «рельсовый путь от пристани реки Волги в гору высотою до 70 саженей (более 150 метров)».

Речь шла о устройстве фуникулера - рельсового транспортного средства на канатной тяге для перевозки пассажиров и грузов. Выгори губернаторская идея, и симбирский фуникулер стал бы первым в России! (Фуникулер в Нижнем Новгороде запустили только в 1896 году!) Но история не знает сослагательного наклонения.

А на рубеже XIX – XX столетий губернский Симбирск заговорил про трамвай. О нем говорили в городской думе драматической осенью 1917 года. О нем говорили победившие советские деятели среди громов Гражданской войны и в наступившей разрухе. О нем говорили в самый разгар Великой Отечественной войны, когда 8 июня 1943 года Ульяновским горисполкомом был утвержден перечень благоустроительных работ, поражавший своим размахом. Планировались кардинальная реконструкция Нового Венца, восстановление городских башенных часов и, наконец, пуск трамвая и устройство фуникулера!

С фуникулером опять не «выгорело», но в 1948 году, в 300-летний юбилей Симбирска-Ульяновска, было утверждено решение правительства о строительстве в Ульяновске трамвайных линий. Необходимость общественного транспорта обосновывалась резким, двукратным ростом населения областного центра за годы войны - до 250 тысяч человек, в связи с размещением здесь эвакуированных заводов и фабрик. Перед тружениками города в полный рост встала транспортная проблема. Никак не меньше, по воспоминаниям старожилов, она касалась и путешествующих, добиравшихся до железнодорожного вокзала Ульяновск-1, известного теперь как «Старый», отмахивавших порой по многу километров с тяжеленными рюкзаками и чемоданами.

70 лет назад, в 1949 году, начались проектно-изыскательские работы на линии будущего строительства, постройка трамвайного депо – ныне северного. Площадка под депо была определена отнюдь не идеальная. При ее расчистке, в частности, «ухнул» в карстовую впадину целый автогрейдер, и понадобилась неделя, чтобы высвободить машину из западни. Наконец, 11 ноября в землю был забит первый, символический костыль, а на субботнике 12 ноября 1949 года в районе вокзала были уложены в землю вполне реальные 600 метров трамвайных путей.

Строительство трамвайной линии, ул. Советская. 1952 год

В полную силу работы развернулись в 1951 году. На снимке 1952 года мы видим скромных тружениц ульяновского трамвая, укладывающих рельсы на улице Советской. К осени 1953 года были полностью уложены рельсы 1-го маршрута «Депо – Железнодорожный вокзал». В сентябре в город Горький была направлена на обучение первая группа вагоновожатых. 6 ноября 1953 года в Ульяновск доставили две пары «пассажирских товарных вагонов» - отечественного, Усть-Катавского производства. В газетной заметке по этому поводу особо подчеркивался казавшийся необычным дизайн: «вагоны обтекаемой формы», и наличие автоматических дверей.

Первый трамвай в Ульяновске

Утром 5 января 1954 года по улицам Ульяновска прогрохотал, открывая регулярное движение, первый трамвай. Им управляла вагоновожатая Римма Разумовская. Среди первых пассажиров – первый секретарь Ульяновского горкома КПСС Владимир Васильев с семьей. Остроумные ульяновцы скоро прозвали сцепки-поезда «трамваями на квадратных колесах». Шума от них было действительно много, но когда у тебя в руках здоровенный чемодан, то лучше с шумом, да на трамвае, чем громко проклинать жизнь, шагая пешком от вокзала.

Иван Сивопляс