Сегодня, пожалуй, уже и не представить Новый год без телевизора и ярких телешоу по всем каналам. Но 100 лет назад телевидения не было и, возможно, поэтому традиции у симбирян были иные.

Перед Новым годом люди шли в театр, где давалось что-нибудь легкое, веселое, например, какой-нибудь водевиль. После спектакля все отправлялись на торжественный молебен в кафедральный собор, что находился неподалеку. А потом, отстояв службу, публика возвращалась в театр, где были танцы, которым аккомпанировал знаменитый в городе театральный оркестр под управлением Яковлева. Там устраивались карнавалы цветов и танцевальные конкурсы с очень хорошими призами: за лучший танец победитель получал золотое кольцо.

При этом все были трезвы, потому что пьяные в театр не допускались. В то время он был соединен с рестораном, располагавшимся в этом же здании. Так что, посидев за столиком, через внутреннюю дверь можно было вернуться в храм Мельпомены. Однако возле нее стоял полицейский и не пропускал излишне, на его взгляд, захмелевших господ, независимо от статуса и званий последних.

Кстати, гимназистам при посещении театра предоставлялись большие льготы. Если постановка соответствовала их возрасту и гимназической программе, бесплатные билеты просто вкладывались в дневники. Однако был ряд условий: на представление они должны были явиться непременно в гимназической форме и занимать места в партере не ближе четвертого ряда.

Вдоволь натанцевавшись, публика ехала кататься по городу на санях. В этот период в Симбирск из окрестных сел стягивались многочисленные санные повозки — крестьяне на таких катаниях могли неплохо заработать. Однако проблемы с дорогами существовали, видимо, и тогда. В одном из писем симбирянина другу есть такие строки: «Взял батюшкину лошадь, чтобы покатать барышень, а она, окаянная, залезла в сугроб и все дело испортила».

Еще одной новогодней традицией были обязательные визиты друг к другу и обмен поздравлениями. В течение дня главы семейств объезжали всех родственников, всех знакомых, поздравляя их с праздником. А в большом зале Дворянского собрания устраивались специальные приемы с буфетом и накрытыми столами. На приеме губернатор поздравлял почтенную публику с Новым годом, а потом и все присутствующие обменивались поздравлениями друг с другом. А состоятельные дамы, жены губернатора и чиновников устраивали благотворительные балы и общественные елки, на которых собирали деньги для малоимущих и погорельцев.

Отдельную елку губернатор устраивал для детей из бедных семей, а также для воспитанников приютов. Средства на проведение елок собирались по подписке внутри определенного слоя городского населения, складывались из добровольных пожертвований или же специально выделялись городскими властями.

На елку детей пускали по билетам, по ним же получали подарки. «Подарки выдавались детям, сообразуясь с их желанием, для этого при выдаче билетов члены комиссии опрашивали детей и записывали их нужды».

Из отчета «Семейно-педагогического кружка» за 1908 год известно, что на рождественские праздники было устроено две елки, 27 и 30 декабря, на них побывало 500 детей. В конце 1909 года комиссия «Семейно-педагогического кружка» устроила елки для 300 детей.

Что касается простой публики, то она веселилась на ярмарках с шумными балаганами и качелями. Обычно это происходило на святки с 25 декабря по старому стилю и до современного «старого» Нового года — до Васильева вечера.

Тут необходимы некоторые пояснения. Сегодня Рождество в России празднуют после Нового года, хотя должно быть наоборот. Дело в том, что в 1918 г. государство перешло на новый календарь, а церковь осталась в старом, и получилось так, что Новый год оказался прежде Рождества.

В начале века новогодние празднества начинались с сочельника — кануна Рождества, когда положено было поститься до первой звезды. А потом ели сочиво — размоченные сухофрукты с рисом, и изюмом, затем шли на молебен и лишь после этого разговлялись — вкушали пищу скоромную. В те времена Рождество опережало Новый год на неделю. Кстати, сочельник — еще и время девичьих гаданий о женихах. По народному поверью, все, что в это время загадывалось, все сбывалось. Святочные дни начинались с Рождества и продолжались до Крещения.

На Святки симбиряне ходили в гости к родным и знакомым, проводили время в застольях. Приготовление вкусной и обильной еды в эти дни считалось обязательным, поскольку в сознании горожан сохранялось представление о связи между разнообразием кушаний и благополучием семьи в предстоящем году.

Это была особенно веселая пора для молодоженов. В Симбирске существовала традиция: поженившихся в канун святок скатывали с горок. А внизу их ловили парни (это называлось «ловить целовки»), вываливали в снегу и могли молодую поцеловать. Мужу при этом надлежало отбить супругу у приятелей. Потом обоих зарывали в сугроб — «хоронили» как холостых, затем выкапывали уже как женатых. После этого супруги больше не ходили к друзьям и подружкам по отдельности, но везде появлялись только вместе. Это тоже была своеобразная семейная традиция.

Зимой в Симбирске заливали катки. Один большой городской и множество мелких. Причем все они были бесплатными для всех. А еще заливали горки на склонах оврагов, на которых катались не только дети, но и молодежь. Именно там женихи и невесты приглядывали друг друга.

Еще одно популярное развлечение симбирян в рождественские и новогодние дни — самодеятельные домашние спектакли. Это мода была распространена среди интеллигенции. Устраивались также платные домашние вечера с приглашением музыкантов.

В домашних спектаклях участвовали, как правило, дети и члены семьи, но иногда приглашали и артистов — заезжих гастролеров. В этом случае вход для зрителей был платным, причем с мужчин брали больше, чем с дам.

В зимнюю пору были популярны карточные игры, что не удивительно: как еще скоротать длинные холодные вечера? Сохранилась визитка, адресованная вдове священника Серафиме Петровне Анаксогоровой. В визитке написано: «Многуважаемая Серафима Петровна, побывайте к нам откушать кофий и составить партию в преферанс вкупе с Цветковой и Тихомировой». То есть за карточным столиком встречались не только мужчины, но и почтенные дамы. По симбирской традиции происходило это по четвергам и воскресеньям.

Ходили симбиряне и в рестораны. «Средний класс» предпочитал «Россию», что на Дворцовой улице (ныне ул. К. Маркса). Там бывали все, за исключением, пожалуй, духовенства.

На рубеже 19-20 веков стали входить в моду кинотеатры. Сначала «прокатом» занимались приезжие гастролеры, которые снимали зрительный зал в театре и там показывали свои картины: документальные — с фронтов Первой Мировой, и французские игровые. Потом в городе появился свой кинотеатр «Ампир» (ныне «Художественный»). Туда по выходным отправлялись целыми семьями, как в церковь, хотя удовольствие было не из дешевых. Что касается новогодних праздников, то мода встречать их в кино в то время не появилась. Предпочтение по прежнему отдавалось театру.

Владимир Миронов, проект «Годы и люди»

В статье использованы материалы из архива музея городского быта «Симбирск конца 19 – начала 20 вв.»