Общество
28.01.2019, 06:00
 2251  

Как формируется цена на услуги лечебного питания

Тема организации питания в лечебных учреждениях региона стала объектом пристального внимания СМИ. С одной стороны, Ульяновская область стала признанным лидером в организации четкой и прозрачной системы социального питания (принят областной закон, сформирована система определения предельной цены), с другой - власти оказались объектом критики со стороны правоохранительных органов.

Чтобы разобраться, что на самом деле происходит на больничных кухнях, нужно понять, как проходят торги по определению поставщиков. Порядок проведения процедуры закреплен в целом ряде законов и подзаконных актов: 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», законом Ульяновской области 105-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов организации социального питания в Ульяновской области» и постановлением правительства Ульяновской области №390-П «О некоторых мерах по реализации закона Ульяновской области«О правовом регулировании отдельных вопросов организации социального питания в Ульяновской области»» от 02.09.2014 г.».

Перед проведением торгов больницы запрашивают ценовые предложения у компаний, зарекомендовавших себя на рынке социального питания, в устной или письменной форме. Закон не регламентирует жестко этот процесс, оставляя за учреждениями здравоохранения право выбирать наиболее удобный и приемлемый для себя вариант. При этом руководители лечебных учреждений не обязаны проверять аффилированность компаний, с которыми заключают договор. Закон требует иметь на руках три коммерческих предложения от компаний, способных выполнить заказ. Расследование взаимосвязей этих компаний (дружат они друг с другом или враждуют) не входит в круг обязанностей руководства больниц, главврачи - не оперативные работники, их задача - лечить людей. Если цены коммерческих предложений оказываются выше прогнозируемых, включается дополнительный порядок формирования стоимости услуг, прописанный в нормативных документах. Как это произошло в случае, рассматриваемом правоохранительными органами, когда несколько больниц провели совместные торги и заключили трехлетний договор на организацию лечебного питания.

Дополнительный порядок формирования цен предполагает обращение областного минздрава к областному минсельхозу, которое помогает определить среднерыночное предложение. Минсельхоз высчитывает стоимость продуктов питания в структуре лечебного меню, основываясь на среднерыночных ценах. То есть складывает средние цены на продукты всех блюд, необходимых пациентам больниц. Полученная сумма составляет 80% стоимости контракта. Оставшиеся 20% представляют собой средства, необходимые на оплату труда персонала поставщика услуг – то есть это расходы на поваров, плюс выплату налогов, оплату коммунальных услуг, транспорта, прочие издержки и прибыль оператора питания. К примеру, в меню больницы значится винегрет – полезное и легкоусвояемое блюдо. В структуре контракта стоимость этого салата будет складываться из стоимости картофеля, свеклы, моркови, огурцов, растительного масла и зеленого горошка, причем учитываться будут средние цены на продукты. Это составит 80% стоимости позиции «Винегрет» в больничном меню. К стоимости продуктов прибавятся: торговая наценка продавцов продуктов, затраты на воду и газ или электричество, чтобы отварить картофель, свеклу и морковь, транспортные расходы, чтобы доставить продукты на кухню и готовое блюдо – в больницы, а также расходы на зарплату повара и водителя. Вместе с прибылью эти затраты составляют лишь 20% стоимости блюда в структуре контракта. Тут надо подчеркнуть, что областной минздрав, как прописано в областном законе о социальном питании, является "уполномоченным органом", наделенным полномочиями организационной, методической и информационной поддержки при оргнизации лечебного питания в больницах, то есть чиновники минздрава обязаны помогать больницам провести торги корректно и результативно.

После того, как выявлены среднерыночные ценовые предложения, потребности нескольких региональных больниц объединяются в один лот для удобства заключения и надежности исполнения контракта. При этом в контракт входят и больницы, "невыгодные" для поставщика услуг, попросту – хронические должники. Объединение "должников" с больницами, регулярно расплачивающимися по контрактам, обеспечивает стабильность снабжения всех клиник. Несмотря на кризис в региональной медицине, перебои с поставками лекарств и многомиллионые долги перед операторами лечебного питания, горячая еда для стационарных больных поставляется вовремя.

Сформированную конкурсную документацию проверяют аудиторы контрольно-счетной палаты, и после вынесения положительного заключения департамент закупок проводит торги. Процесс закупки на всех этапах контролирует Федеральная антимонопольная служба, как происходило и с рассматриваемым следственными органами контрактом №0168200002416008946 на 257 млн рублей.

Поскольку речь идет о лечебном питании, конкурс на определение поставщика услуг проходил с ограничениями: претендовать на право кормить пациентов могли только компании, имеющие опыт выполнения подобных контрактов. К примеру, обеспечивающие питание детей в школах и детсадах – к этим услугам также предъявляются повышенные требования. Конкурс с ограниченным участием позволяет исключить участие малоопытных игроков и фирм-однодневок, в случае победы отдающих контракты на аутсорс, демпингующих или попросту ненадежных. Требования, которые предъявлялись к участникам торгов в случае, который занитересовал силовиков, следующие: у компании должен был быть опыт исполнения аналогичного контракта (оказание услуг общественного питания) за последние 3 года; стоимость ранее исполненного контракта должна была составлять не менее 20% максимальной цены разыгрываемого лота. Все это должно было быть документально подтверждено. Интересно, что контракт на 257 млн рублей, заинтересовавший силовиков, заключался в 2017 году на три года, и завершится только в декабре 2019 года. При этом из всей суммы лота более 205 млн рублей (80%), согласно расчетам минздрава, должно пойти только на закупку продуктов по их среднерыночной цене.

Комиссия по повышению эффективности осуществления закупок при правительстве Ульяновской области, рассматривая вопрос формирования цены контракта перед торгами, никаких несоответствий не выявила и признала начальную стоимость обоснованной, соответствующей закону и региональным нормам расчета.

Описанная система торгов по заказу услуг питания в больницах и образовательных учреждениях региона стала новаторской для страны, прозрачной и понятной, о чем не раз говорили на федеральном уровне, представляя Ульяновскую область примером для других субъектов РФ. И пристальное внимание со стороны правоохранительной системы не обошлось без комментариев признанных экспертов в этой сфере.

– Говоря об отношении к питанию со стороны государства: есть критерий, например, снижения цены, – рассуждал на круглом столе «Парламентской газеты» «Когда детей будет кормить по ГОСТу» Андрей Плышевский, председатель Межрегионального профсоюза работников коллективного и общественного питания. – Кто дешевле накормит ребенка, тот и… (получает контракт – прим. авт.). Решает государство. У нас есть единственный регион – Ульяновская область, где есть трехстороннее соглашение между муниципалитетом, родителями и оператором. Закон должен установить прямые рамки. … Цена набора только продуктов в сутки на ребенка в зависимости от возраста и заболевания в зависимости от региона составляет от 180 рублей до 290 рублей. Методики определения справедливой цены нет. Начинаем смотреть цены, за которые кормят детей в региональных больницах: от 40 до 450 рублей в день за 4-х разовое питание. В 10 раз разброс. И те, кто разыграл эти конкурсы, говорят: смотрите, какое падение у нас в конкурсе. Когда будет хорошее питание по тем нормативам, которые есть? В некоторых регионах сделали свои законы о социальном питании, в том числе в Ульяновской области. В Ульяновске пошли дальше и сделали свою методику региональную – не федеральную. И тут неожиданно к ним пришли федеральные структуры, которые не понимают логику этой методики, потому что она не закреплена на федеральном уровне.

Артур Иванов

Читайте также
02.07.2019, 17:36 Выборы главы Димитровграда сорваны в третий раз
02.07.2019, 12:15 Конкурс на должность главы Димитровграда вновь на грани срыва
01.07.2019, 13:30 Красавица Талия Айбедуллина в день рождения ответила хейтерам: "Вам нечем заняться?"
01.07.2019, 13:00 Кто на самом деле срывает выборы в Димитровграде?
01.07.2019, 10:01 Новый сервис госзакупок заработает в Ульяновской области
Поделись новостью в социальных сетях
Комментарии (12)
Сортировать комментарии по рейтингу, показывать все комментарии

Отправить
Популярные новости
1 Июля 1912
"За кадры"
В начале прошлого века такое изобретение человечества как аэроплан было в массе своей явлением экзотическим. А уж в провинциальном Симбирске – тем более. Поэтому появление в1 июля 1912 года газета ...
О проекте Редакция Сообщить новость Архив новостей Подписка Условия перепечатки Реклама на сайте Контакты
Политика об обработке персональных данных (doc)
Все права на статьи, схемы, материалы и фотографии, размещенные на сайте, принадлежат редакции,
интернет-ресурсам или физическим людям, которые указаны в описаниях.
Все не авторские статьи редакции, фото и материалы имеют ссылку на первоисточник, за которыми сохранено авторское право.
Перепечатка материалов сайта разрешена при условии письменного согласия редакции и/или автора статьи, материала, фотографии.
Разработка сайта - dv.studios
73online.ru
© 2008-2018. "Ульяновск онлайн", www.73online.ru, 18+
Учредитель: ООО "Симбирское Информационное Бюро". Главный редактор: Биджанов К.В.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-36684" от 29.06.2009 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru
Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru
Rambler's Top100
Наверх