Генеральный директор ПАО КАМАЗ Сергей Когогин впервые приехал на Димитровградский автоагрегатный завод, на территории которого будет создан новый индустриальный парк по производству компонентов. После январского приобретения акций холдинга ОАТ, в который входит ДААЗ, Когогин, похоже, решил полностью изменить не только промплощадку, но и город.

Глава КАМАЗа осмотрел цеха и встретился с представителями коллектива. Отметил, что узнает в нынешнем ДААЗе КамАЗ 15-летней давности и намерен кардинально изменить ситуацию. Димитровградский автоагрегатный завод создавался для кооперации в с другим автозаводом – в Тольятти и долгое время был поставщиком АвтоВАЗа, с приходом новых собственников на который все изменилось. Теперь промышленный гигант может получить новую жизнь.

- Мы уверены, что российская отрасль автокомпонентов – ключевая для отечественного автопрома. В принципе, в этом основная причина, почему КАМАЗ заинтересовался димитровградской площадкой. Невозможно все привести из Китая и Европы. На КАМАЗе есть серьезная практика создания и развития поставщиков именно в России. Все ключевые компоненты мы либо сами производим, либо это делают наши совместные предприятия, но это уже локализованный продукт, производимый на территории Российской Федерации, имеющий компетенции и технологии, которые являются передовыми в мире. Так, завод коробок перемены передач в Набережных Челнах считаю, наверное, лучшим в мире в системе глобальной немецкой компании по производству элементов трансмиссии. Это наши люди, наши специалисты, сегодня там иностранцев практически не осталось. Производят высочайшего уровня продукт, который покупает не только КАМАЗ - поставки идут в Индию и в Европу. Правда, работа по переводу технологий КАМАЗом делалась только по крупным компонентам. Время пришло – нужно заметить и другие сегменты. Наш основной акционер – государство в лице Ростеха предложили нам заняться этим. Год, по факту, мы делали аудит по всем площадкам – Тольятти, Димитровград, Владимир, Рязань, Пенза. Сняли все проблемы, которые были у ОАТ, в том числе, связанные с димитровградской площадкой. Убрали признаки банкротства. Огромная задолженность реструктурирована на очень длительный период и сегодня не влияет на процесс текущего производства. Уверен, что нам удастся стабилизировать положение, объемы достаточные.

- В Димитровграде и, в частности, на ДААЗе уже есть индустриальный парк, зачем вы решили создать еще один, причем, как заявлено, нового формата?

- Мы даже не старались задумываться о том, что есть в Димитровграде. У нас есть свой индустриальный парк, который имеет очень высокую степень авторитета в бизнес-среде. Его площадь в Набережных Челнах составляет 1 миллион 375 тысяч квадратных метров. Там работают 5800 человек, 260 резидентов, объем выпуска по прошлому году составил 67 миллиардов. Вторая площадка – это Ставрополь, она медленнее развивается, а нам заполнять индустриальный парк там своими силами не очень целесообразно, потому что логистическое плечо очень большое – 2500 километров. Производить что-то для себя там не выгодно. У Димитровграда, в отличие от того парка, есть доступность как к Автовазу, так и к КАМАЗу. Потому организовать здесь производство можно. КАМАЗ намерен инвестировать в это. Мы обсудили с губернатором и с министром экономического развития Максимом Орешкиным общие подходы, объяснили, что хотим и для чего. В этом году КАМАЗ и администрация делают все, в следующем мы намерены привлечь федеральные деньги. На форуме в Сочи подписано соглашение о совместных действиях по развитию парка.

- Соглашение подписано при участии федерального фонда развития моногородов. В чем его роль?

- Первый опыт взаимодействия с фондом у нас был в Набережных Челнах. 170 тысяч квадратных метров производственных площадей незавершенного строительства КАМАЗАа было сдано в эксплуатацию в ноябре и мы фактически их уже заполнили. Фонд моногородов выступил соинвестором вместе с КАМАЗом, соответственно, с такой же программой сегодня выходим на димитровградскую площадку.

- Все ли здесь устраивает вас?

- Тот уровень партнеров, который нам нужен, он в эти старые корпуса не придет. Нужно провести реставрацию, обеспечить энергоносителями и, что очень важно с моей точки зрения, качество жизни людей в Димитровграде надо поднимать, потому что тех людей, которых мы сюда будем привозить, интересует не только уровень заработной платы – они все же хотят жить в нормальных условиях. Я рад, что нас услышали и в социальную среду будут сделаны достаточно серьезные инвестиции. На КАМАЗе мы выходим на уровень средней зарплаты в 35-36 тысяч рублей. Высококвалифицированный рабочий зарабатывает очень неплохо.

- Какие предприятия могут прийти в ваш индустриальный парк?

Мы пока на старте. Ориентировочно оцениваем, что будет 10 резидентов, порядка 700 миллионов рублей выручки в год и порядка 190-200 рабочих мест. Мы не будем приводить сюда старые производства, нам нужен современный уровень производства. Мы намерены размещать здесь технологии, которые требуют не большого количества людей, а хороших специалистов, способных выполнять работу на высокоавтоматизированных современных производствах автокомпонентов.

- Когда можно ожидать первые ощутимые результаты от реализации проекта КАМАЗа?

- Этап номер один – мы стабилизировали работу действующих предприятий. Могу сказать, что сокращение рабочей недели закончилось, объемы растут, и мы даже ожидаем от коллективов тех заводов, что здесь работают, большей активности, потому что можно производить и продавать гораздо больше продукции, что они выпускают. В апреле и мае начнем работать с нашими партнерами, теми, кто готов к дополнительным инвестициям. Начнем их привозить сюда и здесь разговаривать. Но хочу подчеркнуть, что так, как сегодня – инвестора можно напугать точно, а привлечь – пока нет. Даже моим авторитетом. Поэтому мы закончили процесс передачи собственности. Здесь сегодня 80% топ-менеджмента КАМАЗа, занимаются осмотром производства, обсуждением с руководством индустриальной площадки целей и задач, чтобы к ее развитию приступать немедленно. На слово, что это просто будет, никто не поверит.

Мнения:

Председатель профкома ОАО ДААЗ Владимир Безруков:

- Наконец-то после мытарств нашего предприятия, после коммерсантов, далеких от промышленности, мы сегодня встретили человека, который приняв автозавод в трудные времена, поднял его на тот уровень, который позволяет говорить, что предприятие не просто на плаву, а голову подняло. КАМАЗ – это, по сути, целый город. Визит такого специалиста принят коллективом положительно и дает надежду на то, что мы действительно начнем работать под его руководством. Сначала он встретился с коллективом «Автосвета» - со всем заводом. Ничего не обещал, а просто сказал – я дам вам работу, а если хотите жить хорошо, воспользуйтесь моментом. И это воспринято очень положительно. Хорошо трудиться и получать за это хорошие деньги – у каждого, наверное, в крови.

Председатель комиссии по работе среди молодежи Михаил Ховрин:

- Встреча действительно прошла с позитивным настроем, потому что все мы долго ждали КАМАЗа на нашей промплощадке. Устали мучиться от предыдущих хозяев. Представляю всю рабочую молодежь площадки, а не один завод и могу сказать за всех, что мы хотим здесь жить, работать, иметь достойную оплату нашего труда, развиваться в нашем городе, процветать здесь. Если новое руководство это нам предоставит – будем только рады.

Фото пресс-служба администрации Димитровграда.