В канун открытия навигации Ульяновский речной порт, который с некоторых пор убыточен, поднял цены причаливания для гостевых судов почти в девять раз. Как следствие, туроператоры намерены отказаться от захода в симбирскую гавань круизных теплоходов.

Владеющий контрольный пакетом акций Ульяновского речного порта Марат Якупов, вполне возможно, таким образом стремится заставить власти позволить ему эксплуатировать так называемую «восьмерку», чтобы снова получить возможность зарабатывать на речных грузоперевозках. Как известно, до 30% доходов аффилированного ему акционерного общества до недавних пор приносили добыча песка и перевозка грузов. Этого счастья Якупов сейчас лишен – проезд грузовиков по «восьмерке», ведущей к порту, закрыт.

При этом, к развитию своего актива бенефициар отнюдь не стремится, несмотря на прожекты девятилетней давности об организации аж десяти «зеленых стоянок» для гостевых кораблей, туристической инфраструктуре на 90 гектарах площадей и начале собственной междугородней навигации. Собственно, для этого в свое время был разработан проект «Симбирская гавань». Правда, появились в итоге за пять лет только два кафе и забор вдоль Волги.

Теперь звучат намерения вернуть в областную собственность «визитную карточку Ульяновска», речной порт. Только вот во что это обойдется бюджету теперь, пока не определено.

По словам генерального директора АО "Ульяновский речной порт" Бориса Падиарова подъем стоимости услуг для визитеров - не шантаж власти, а вынужденная мера. Убыток предприятия за прошлый год составил 7 миллионов рублей. Поэтому теперь принято решение поднять сумму для гостевых судов за причаливание с чуть более, чем двух до 20 тысяч рублей:

- Чтобы принимать и обслуживать пассажирские теплоходы, мы несем затраты. Цена аренды причалов в этом году повышена, стоимость пользования акваторией выросла вообще в 10 раз. Если мы платили порядка 100 тысяч в год, теперь должны платить миллион. Плюс ко всему, растут затраты на электричество, зарплату обслуживающего персонала, аренду земли. Все это в сумме очень большие расходы, - рассказал Падиаров.

Речпорт стал работать на грани убыточности после оползня на грузовой восьмерке. Многие расходы компании до природного катаклизма покрывались за счет грузового флота. Сейчас возможности принимать и отправлять грузоперевозки нет, говорит Падиаров. Все подходы к порту заставлены знаками, дорога по Локомотивной, недалеко от Моторного завода непригодна для большегрузов. В снег или в дождь там и легковая машина не пройдет. Доходы речпорта уменьшились почти на 40 миллионов. Правда, по данным из открытых источников, в 2016 году выручка порта оказалсь близка к сумме в 24 миллиона рублей, а по итогам минувшего, по словам гендиректора, уменьшилась до 600 тысяч.

В администрации Ульяновска напомнили, что «грузовая восьмерка», как принято называть ее в народе, после оползня была открыта с тем условием, что грузовые машины по ней передвигаться не будут. Альтернатива для порта одна – именно техническая дорога со стороны Локомотивной.

- У нас было много разногласий с речным портом, доходило до судов и прокуратуры, но им отказывали в исках. Тем более, их машины постоянно перекрывали норму груза, - сообщили в администрации города.

Поднять доход руководство порта решило за счет пассажирских судов:

- Пассажирские перевозки с содержанием инфраструктуры – убыточны. Мы все годы поддерживали их из-за престижа. Нас прижали, денег нет, - сообщил Падиаров, который считает, что 20 тысяч рублей за вход в гавань - это немного. В среднем, на борту туристического лайнера находятся порядка 200 пассажиров. То есть, по 100 рублей с каждого скинуться можно. Только вот туроператоры к такому сюрпризу оказались не готовы. До сих пор они без восторга отдавали за место у причала чуть более 2000 рублей.

- В Ульяновск просто перестанут заходить суда. Например, теплоход «Хирург Разумовский» в прошлом году и без того не стал причаливать в ульяновском порту сразу по нескольким причинам. Мы приходили в Ульяновск в 2016-м дважды и стремились сразу убежать. Во-первых, неудобная для наших пассажиров локация. Во-вторых, за портом просто никто не смотрит - было жарко, вода цветет, дурно пахнет, вокруг мусор. В третьих, у города слабая экскурсионная программа, - рассказал Антон Михайлов, представитель поволжского туроператора "Спутник-Гермес" с офисами в Казани, Самаре и Тольятти, который занимается организацией речных круизов.

В региональном Агентстве по развитию туризма ответили, что туроператоры официально отказываются заходить в Ульяновск теперь именно из-за высокой стоимости причаливания кораблей в симбирской гавани:

- Ежегодно через Ульяновский речной порт проходят более 20 тысяч туристов в рамках групповых и самостоятельных поездок. В наш регион их привозят пять компаний-туроператоров, из которых большинство действительно в этом году отказались от программ нашего города как раз из-за высоко установленной стоимости для захода в порт. Такой нет нигде, ни в одном порту Поволжья. Цена в два раза выше, чем в Татарстане! Основным туроператором Ульяновской области является Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Родина В.И. Ленина". Его программа не вызывает нареканий, гости отмечают высокий уровень подготовленности специалистов, экскурсоводов, способных говорить как на русском, так и на английском, немецком и французском языках. Мы занимаемся урегулированием проблемного вопроса, стараясь добиться у собственника порта отказа взимать настолько высокую плату за причал в порту.

Более половины акций акционерного общества «Речпорт» принадлежит известному бизнесмену Марату Якупову - его доля составляет 50,7%. Еще 24,67% принадлежит Азату Шайхаттарову и 19,9% - Дамиру Галяутдинову.

Как выяснилось, в канун грядущей навигации практически все порты Поволжья подняли стоимость. Но только на 10-20%. Тарифы на услуги речных портов не регулируются государством - каждый волен устанавливать расценки по своему усмотрению.

Справка 73онлайн:

Пристань в Симбирске-Ульяновске всегда отличалась неудобным, немощёным, с высокой степенью крутизны подъёмом от берега Волги в город. До 1924 года все погрузоразгрузочные работы в порту выполнялись вручную. После войны, в связи с сооружением Волжской ГЭС и последующим углублением и расширением русла Волги, в Ульяновске развернулось строительство нового речного порта. С 1952 по 1961 гг. сооружена искусственная плотина высотой 12 метров, возведена дамба, новый грузовой порт в Левобережье. В 1965 году вступил в эксплуатацию речной вокзал на правом берегу, в Железнодорожном районе, построенный из железобетона, стали и стекла. Ульяновский речной порт стал портом пяти морей. В начале 90-х стал приходить в упадок. Были списаны все суда на подводных крыльях, прекратились регулярные пассажирские перевозки. Грузовой порт продолжал работу. В конце 2000-х годов несколько оживилось направление прогулочных выходов теплоходов, для чего в 2009 году заново введён в эксплуатацию теплоход ОМ-401, переименованный в "Герой Юрий Эм", начат проект "Симбирская гавань", который, впрочем, не реализован в полном объеме.