Тарелка воды с лапшой на завтрак в Старомайнской районной больнице стала федеральным прецедентом – снятое возмущенными родителями видео набрало в соцсетях более 3 млн просмотров. Эта история вновь подняла дискуссию о том, что в соцпитании нужно уходить от аукционов, на которые зачастую выходят мелкие игроки без опыта и возможностей, а потом кормят пациентов непонятной жижей, и отбирать операторов питания по конкурсу. Эксперты также считают, что повсеместное внедрение конкурсов в соцпитании поможет исключить такие случаи, как в больнице в Старой Майне.

Видео завтрака в Старомайнской районной больнице, где детям принесли воду с лапшой, сняли возмущенные родители и выложили в сеть. Пост в «Одноклассниках» вызвал шквал эмоций и негативных комментариев в отношении руководства медучреждения. Ролик посмотрели более 3,5 миллионов раз. «Да как так можно? В Освенциме лучше кормили. Это же дети!», - написал один из пользователей соцсети. «Травят наших детей в больницах... Как, например, можно есть на завтрак остывшие жирные макароны??? Которые, возможно, вечером накануне приготовили...», - возмущается другая пользовательница. Руководство больницы и регионального минздрава никак не прокомментировало нашумевшее видео.

При этом еще недавно в ведомстве Сергея Панченко уверяли 73online.ru, что меню в районных больницах были доведены до установленных норм лечебного питания в соответствии с требованиями нормативных актов Минздрава РФ:

- Соблюдение меню позволит привести рационы лечебного питания для пациентов к утвержденным нормативам лечебного питания. Эти рекомендации разосланы в учреждения здравоохранения региона. В структуре всех учреждений, обеспечивающих лечебное питание для пациентов, находящихся на стационарном лечении, работают советы по лечебному питанию. Также функционируют бракеражные комиссии, осуществляющие контроль за качеством питания в учреждении.

Доводить питание в медучреждениях до норм стали после проверки Счетной палаты Ульяновской области, когда выяснилось, что в районных больницах пациентов кормят на 78-79 рублей в день за 4-разовое питание (для сравнения: стоимость школьного обеда сейчас составляет 75 рублей, стоимость продуктов для питания детсадовцев по области – 130-140 рублей). Судя по всему, в Старомайнской районной больнице также кормили на 78 рублей в день – по крайней мере, это объясняет ту непонятную жижу в тарелке на видео.

В самом деле, в погоне за экономией средств главврачи больниц предпочитает проводить не конкурсы, а аукционы. На аукционы часто заявляются мелкие игроки, которые сильно снижают начальные цены, выигрывают и потом кормят пациентов за те самые 78-79 рублей в день. Например, в прошлом году на торгах по организации четырехразового питания для Ульяновской областной клинической наркологической больницы победителем стало ООО «Галеас», предложившее 1,3 млн рублей при начальной цене 2,58 млн (то есть с 215 рублей в день цена упала до 108 рублей). В итоге «Галеас» возил питание в обычной легковушке в багажнике с нарушением всех норм (на фото ниже). Жалобы общественников ничего не дали. При этом медицинский менеджмент чувствует себя вполне вольготно, ведь никаких неудобств они не испытывают, экономя деньги на питании пациентов. Их даже толком не проверяют. Максимум – одна плановая проверка раз в три года.

Исполнительный директор Ассоциации переработчиков по противодействию фальсификации молочной продукции, координатор федерального проекта «За честные продукты!» Александр Бражко убежден, что в соцпитании никаких аукционов не должно быть.

- Чтобы приготовить обед за 80 рублей, стоимость услуги по приготовлению должна составлять не менее 40-50 рублей. Потому что за меньшую стоимость оператор работать не будет. Соответственно, на закупку продуктов питания у нас остается не более 30 рублей. А когда проводился аукцион, в расчетах, скорее всего, фигурировала стоимость продуктов питания не менее 80 рублей плюс стоимость услуг оператора в размере 20-30 рублей. Мы с вами, как потребители, прекрасно знаем, что батон хлеба должен стоить 30-40 рублей. Да, в рознице можно встретить аналоговый хлеб по 10 рублей за батон, но мы же не хотим его покупать, это же аналоговый товар, - поясняет г-н Бражко.

Александр Бражко

По его словам, главврачи больниц нередко пытаются манипулировать и переводят функции питания на непонятных лиц, тогда как добросовестные руководители медучреждений всегда будут следить сами, какие продукты используются. В качестве примера он приводит ситуацию на московском рынке, где в обороте находилось порядка 19 тонн просроченного творога по цене 10 рублей за килограмм.

- С большой вероятностью это все ушло в социальную сферу и было скормлено людям в виде сырников. Почему главные врачи пропустили эту ситуацию? Потому что, как и в вашем случае, они пока еще продолжают думать, что их задача по блоку питания – это просто подписать контракт и перечислить оплату. И требования закона ФЗ-44 об экспертизе каждой закупки игнорируются. Эти руководители абсолютно не контролируют калькуляции на приготовляемые блюда, не контролируют те продукты, которые закупаются для приготовления, - сетует эксперт.

Александр Бражко запрашивал министерство здравоохранения Ульяновской области и получил ответ, что «привлечение компаний, оказывающих услуги питания, имеет ряд преимуществ, не означает снижение качества услуг питания, качества продуктов, используемых при приготовлении блюд, и никак не нарушает права потребителей». Но в письме, по словам Бражко, нет ответа, почему одних операторов министерство проверяет, а на безобразия других закрывает глаза.

Вице-президент Союза профсоюзов России, председатель Межрегионального профсоюза работников коллективного и общественного питания Андрей Плышевский также считает, что проведение аукционов в соцпитании – это неправильно, а вместо них нужны двухэтапные конкурсы.

- Компании, которые выигрывают на аукционах, часто не имеют возможности оказывать такие услуги. Но главврач, который по 330-му приказу Минздрава РФ должен контролировать их работу, за этим не следит. В итоге машина приходит без санпаспорта, люди, которые выгружают продукты, работают без санодежды, я не знаю, где они готовят, как у них работает оборотная тара и т.д. Очень много вопросов по исполнению контракта с точки зрения санитарных правил, - подчеркивает г-н Плышевский.

Андрей Плышевский

Еще один пример. В Санкт-Петербурге на аукционе выиграла компания «Спецтехстроймонтаж», при этом у нее действительно был опыт поставок продуктов питания в детские сады и школы, но готовить она не умеет, своих пищеблоков у нее нет, сотрудников нет. В итоге эта фирма взяла на аутсорсинг действующие организации, а сама продолжила поставлять продукты. «Это недопустимо», - считает Андрей Плышевский и добавляет: «Если снижается цена и идут всяческие нарушения, и это никак не контролируется, то я считаю, что это вина самого заказчика. Соблюдение меню – это зона ответственности главврача и диетсестры. Если бракераж был проведен и есть отметка об этом в бракеражном журнале, а принесли вот такую воду с лапшой, то резонный вопрос: куда смотрели? Недостаточный контроль возникает потому, что любой может прийти и выиграть на аукционе, предложив минимальную цену. А чем он будет кормить, за этим не следят».

Плышевскому вторит и Александр Бражко:

- Как только начинаются претензии со стороны потребителей, главный врач говорит: «А я ни при чем, это плохая компания, которая выиграла аукцион, это они плохие, это они неправильно и плохо готовят». Но как они здесь появились? Это обязанности главврача – где система контроля? В Кемеровской области находящихся в СИЗО кормят за 380 рублей – это стоимость ежедневного рациона. Завтрак – 114 рублей, обед – 152 рубля и ужин – 114 рублей. А стоимость 4-разового питания в больнице составляет 160 рублей. Система контроля в правоохранительных органах более эффективная и не позволяет обманывать людей. Тогда как система контроля в больницах при таких цифрах отсутствует, а администрация больницы попустительствует тому, чтобы массово нарушались права граждан.

Андрей Плышевский предлагает создать в Ульяновской области уполномоченный орган по контролю социального питания – по образу и подобию МосГИК (госинспекция по качеству сельхозпродукции, сырья и продовольствия). «Я давно об этом говорю ульяновским операторам, и с губернатором встречался. Если мы говорим про доставку, то это целая процедура: это новые процессы, которые поставщики должны уметь делать, это оборотная тара со своим циклом, специальный санитарный транспорт, грузчики. Для этого нужны достаточно большие затраты, и сегодня, к счастью, ваши операторы это делают: и «ТД «СПП», и «Альтернатива». Они молодцы в этом плане», - отмечает эксперт. «Но почему-то от контроля остальных операторов устранились и министерство, и Роспотребнадзор, и прокуратура. А что, проверять нужно только крупных игроков, а для остальных устанавливать иные правила?», - удивляется Андрей Плышевский.

Кирилл Биджанов