Ульяновский IT-предприниматель, управляющий партнёр студии digital production Graphene Сергей Булавин дал интервью «Живой студии». Бизнесмен рассказал, как хотел быть хакером, зачем учиться в вузе и почему он сам собирается делать яблочный уксус. Подробности — в материале 73online.ru.
Про путь в IT
— Как начинался ваш путь в IT-сфере?
— Начнём с 99-го года. Мне было 16 лет, у меня не было компьютера. Я посмотрел фильм про хакеров и понял — хочу стать хакером. Как становиться им, в Ульяновской области не знал никто. После 9 класса решил поступить в среднее специальное учебное заведение. На тот момент в колледже программистов не было, но были те, кто собирает компьютеры. Для поступления на эту специальность мне не хватило полбалла. Я расстроился, но чуть позже нам позвонили и сказали, что открывается новый факультет — именно программирование, я попал туда.
В 2003 году познакомился с парнем, который предложил мне поработать верстальщиком сайта. Я не понимал, что это такое, но согласился. Так сделал первый проект. Выхожу из вуза и устраиваюсь разработчиком в компанию «Скрипт» (сейчас «Буферная бухта»), которая делала международный портал. В тот момент программист вышел из меня не очень хороший, поэтому мы расстались. Я ушёл к Николаю Фетюхину в компанию «Медиа-Стиль».
В 2008 году решил, что я крутой, и ушёл от Фетюхина, чтобы открыть своё дело. Так появилась компания «Аквилон-Web».
— Расскажи о времени, когда ты был сооснователем «Конторы Иванова». Что дал тебе этот опыт?
— «Аквилон-Web» работал, были трудности с поиском клиентов. К нам пришёл Павел, который работал начальником отдела продаж у Фетюхина. Предложил аутсорс — мы должны были делать, а он продавать. Сделали «Контору Иванова». Вместе с Павлом проработали пять лет, это была интересная пора. Через пять лет мы выросли до «оборотки» в 5 млн рублей в год. Супердоходов не приносило, но на жизнь хватало. Периодически брали долги и погашали их, но в какой-то момент критический долг компании возрос почти до годового оборота. Павел решил, что пора идти в Москву. Расстались на тех условиях, что он будет помогать — продажами я не занимался, был чистым технарём. Мотылялись год, я не знал, как продавать, кому продавать. Но ещё через год в одиночку сделал оборот в 8 млн рублей, а ещё через год — 20 млн рублей.
— Что было дальше?
— В 2021 году ко мне приходит старый друг и говорит, что его компании нужно сайт поддерживать. Переделали всё быстро, качественно. Потом он пришёл к нам с партнёрами, познакомились. Сказали, что пытаются поднять новую тему — дизайн. Наняли дизайнеров, но сами по себе они были не нужны, нужен был готовый продукт — вёрстка, программирование. У меня было всё, кроме дизайна, нам предложили соединить силы, назваться новой компанией Graphene. Нас взяли в группу компаний «Литота».
— Какие обороты у вашей компании сейчас?
— За прошлый год — 230 млн рублей.
Про образование и кадры
— Каковы принципы успешного партнёрства?
— Договориться о том, кто за что отвечает, понимать, зачем идти и куда. Важно двигаться с одной скоростью, если один человек рвётся в бой, а другой хочет полежать на диване, из этого ничего не получится.
— Ульяновск — IT-столица. Как так?
— В Ульяновск на Авиастар в 1983-1985 годах со всей страны свозили умнейших людей, интеллектуальную элиту: инженеров, наладчиков и т.д. Мой отец сюда приехал как наладчик шестого разряда. Цех, в котором он должен был работать, ещё не построили, поэтому он работал в нём охранником, принимал станки. Получалось, что он был самым дорогим охранником в СССР. Точно ответить на вопрос нельзя, но в основном все айтишники — дети тех интеллектуалов.
— Как обстоят дела с кадрами? Надо взращивать или покупать?
— Ещё с тех пор, когда я начал предпринимательскую деятельность, никого не нанимал, всех взращивал. Открывал стажировку, учил людей, которые потом со мной работали. За всё время я выпустил около 700 человек. Из них 90% до сих пор в IT, часть работает со мной. Я за взращивание, но не все это понимают.
— Сколько у тебя сотрудников?
— Точно не скажу, но около 60 человек.
— IT-образование в вузе — надо ли получать?
— Вузы точно нужны. Но существует образование, а есть образованность. Можно получить образование, но не стать образованным человеком. Вузы не успевают за действительностью, преподают немного старое. Их понять можно — попробуй, перепиши методичку и утверди её. Но в последнее время вузы стараются, переходят на электронный формат. Всем советую идти в вуз, учиться, выбирать лучшее.
Про личное
— Как личная жизнь влияет на продуктивность предпринимателя?
— Я женат. Важно понять, что твоя жизнь — не только предпринимательство, программирование. У меня есть ребята, которые ещё сидят, когда я ухожу, и уже сидят, когда прихожу. И хотя я против таких терминов, как выгорание, но может наступить момент, когда всё может разонравиться. Может наступить момент, когда ты перестанешь понимать, ради чего всё это. Я всегда стремился к семейной жизни, мне это нравится.
В последнее время стало важным переключение на что-то кроме работы, по большей части на семью. Это даёт свои бонусы: я стал продуктивнее, больше путешествовать, жить. Мы с супругой занимаемся дачей, закатываем всякие баночки. В этом году решили сделать яблочный уксус сами. Простые семейные радости.
— Что бы вы могли пожелать зрителям?
— Никогда не обрастайте мхом, не сидите на месте. Надо всегда двигаться вперёд.