В течение десятилетия рынок труда сильно поменяется, с него уйдет ряд профессий, считают эксперты. Под риском сокращения находятся водители, кассиры, курьеры, охранники, флористы, торговцы, сборщики на фабриках, работники фастфудов, швеи и прочие специалисты, чью работу легко автоматизировать. Похоже, будущее гораздо ближе, чем мы думали: роботы уже работают вместо людей на складах, в кофейнях, бургерных и в магазинах. Дроны и беспилотники легко справляются с множеством задач, невыполнимых ранее, с каждым днем становясь все более умелыми и незаменимыми. 73online.ru вместе с ульяновскими экспертами проанализировал, какие технологии, способные работать вместо людей, уже создали в России, и как скоро они смогут заменить среднестатистического наемного сотрудника.

Автоперевозки без водителей

В сентябре впервые в России беспилотный автомобиль перевез тонну овощей из Владимира в Москву. Это был эксперимент Национальной технологической инициативы. Фургон успешно справился с задачей, сократив стоимость перевозки тонны груза до 1,5 тыс. рублей. Над проектом беспилотных такси работают и в «Яндексе». Первые образцы отечественных беспилотных автомобилей на базе электробусов «ГАЗель NEXT» представил «ГАЗ». Тестирование беспилотных авто сейчас разрешено в 13 регионах.

Декан факультета информационных систем и технологий УлГТУ Кирилл Святов считает, что полностью автономные беспилотные автомобили могут быть созданы уже через несколько лет. «Очевидно, что все больше процессов со временем будут автоматизированы, и грузоперевозки не исключение, - уверен Кирилл Святов. - Разработки в этой сфере ведутся очень активно. Уже сегодня есть технологии, позволяющие перевозить грузы в автоколоннах, где водитель сидит только за рулем первого автомобиля, - отметил декан ФИСТа. - Думаю, мы скоро увидим беспилотные такси и автобусы, которые передвигаются по выделенным полосам для общественного транспорта».

Но чтобы массовое использование беспилотных автомобилей стало реальностью, нужно разработать законодательство о правилах применения этих технологий. Пока в России таких законов нет, добавил Кирилл Святов.

Первое поколение ГАЗовских беспилотников увидело свет два года назад Фото: azgaz.ru

В ульяновской логистической компании «Добровоз» настроены более скептично. «Думаю, в ближайшем будущем массового использования беспилотных автомобилей не будет, - завил представитель компании Иван Грохин. - Для этого нужно преобразить российские дороги, потому что беспилотному транспорту нужны выделенные полосы. Насколько это реально? К тому же, стоимость инновационных автомобилей, скорее всего, будет достаточно высокой. Вряд ли многие компании смогут себе позволить обновить автопарк».

Сегодня, по данным сайта hh.ru, специалисты транспортно-логистической сферы занимают седьмую строчку по востребованности в Ульяновской области (8% от общего количества вакансий) и шестую - по России.

Дроны вместо курьеров, егерей и лесничих

В августе в Минтрансе России сообщили о проведении эксперимента по доставке грузов дронами в Томской области. Там хотят запустить региональный сервис беспилотной доставки. Пока говорят о посылках не тяжелее 6 кг, но новый законопроект о «регуляторных песочницах» должен позволить поднимать вес до 500 кг. Беспилотники для доставки грузов в Улан-Удэ в рамках эксперимента использовала и «Почта России» (первый такой беспилотник разбился вскоре после запуска). В компании подтвердили, что с большим интересом следят за развитием подобных проектов. Неудивительно, ведь дроны, по разным оценкам, сокращают расходы на доставку до 60% по сравнению с автоперевозками.

- Прогнозы о том, что профессия курьера может уйти в прошлое, вполне реалистичны, - говорит директор научно-образовательного центра «Точка кипения УлГТУ» Денис Ефремов. - Отрасль производства дронов очень бурно развивается. Постоянно появляются решения, позволяющие снижать себестоимость аппаратов, улучшаются их характеристики. Уже сегодня созданы дроны, способные действовать как полностью автономно, так и в составе группы, все действия членов которой полностью согласованы. Например, 50 дронов перемещаются, как единый организм. Аппараты могут не только вести мониторинг территории, но и самостоятельно распознавать объекты.

«Использование дронов изменит работу не только курьеров, но и лесничих, егерей, аграриев, инспекторов ГИБДД, - считает Денис Ефремов. - Беспилотные летательные аппараты прекрасно справляются с мониторингом лесных пожаров и трафика на автомобильных дорогах, анализом маршрутов перемещения диких животных и внесением удобрений на полях. Можно продолжить эту мысль, представив, в каких еще сферах могут найти применение дроны».

«Вероятно, взамен появятся такие новые профессии, как пилот или оператор дрона, инженер по обслуживанию беспилотных летательных аппаратов», - предположил директор «Точки кипения».

Беспилотник «Почты России». Фото: ТАСС/Андрей Огородник

По словам руководителя пресс-службы рекрутинговой компании «HeadHunter-Поволжье» Александры Севостьяновой, во время пандемии, напротив, спрос на курьеров возрос. Впрочем, это не исключает перемен в будущем.

- Определенная трансформация рынка происходит регулярно, не всегда эти перемены бывают заметны сразу, - отметила Александра Севостьянова. - Развитие технологий, цифровизация, как и многие другие факторы, постепенно вносят свой вклад в изменение привычных процессов. К примеру, под влиянием пандемии мы увидели всплеск спроса на курьеров, водителей, работников складов, логистов. Вырос спрос на «цифровых» специалистов – диджитал-маркетологов, смм-специалистов. В период самоизоляции и массового перехода в онлайн стали появляться больше резюме персональных стилистов/имиджмейкеров, искусствоведов, ведущих вебинаров, специалистов по онлайн коммуникациям, специалистов по работе с молодежью, продюсеров онлайн-курсов, онлайн-репетиторов, онлайн-гувернанток, онлайн-учителей начальных классов. При этом традиционные специальности не ушли с рынка труда. Те изменения, которые мы видели с ростом популярности удалённых профессий и онлайн-формата, не были для рынка новыми, но под влиянием понятных факторов приобрели больший масштаб.

«Говорить о глобальных изменениях и исчезновении тех или иных профессий, скорее, правильнее в разрезе нескольких лет, в некоторых случаях даже десятилетий. Так как просто изменить формат работы недостаточно, должно пройти время для адаптации людей, формирования привычки», - добавила представитель hh.ru.

Магазины без кассиров

В сентябре X5 Retail Group («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель») запустила систему бесконтактных покупок с помощью мобильных устройств. Пока оплату без кассиров тестируют в 60 магазинах в Москве, после чего будет принято решение о распространении технологии. Для оплаты покупки покупателю надо скачать специальное приложение, отсканировать товар и заплатить за него с помощью мобильного телефона, даже не проходя через кассовую зону. В X5 Retail Group нововведение объяснили заботой о здоровье граждан во время распространения коронавируса. Эксперты считают, что технология прежде всего позволяет сократить расходы на персонал.

- Без сомнения, целый ряд процессов в работе людей различных профессий будет автоматизирован, - говорит Кирилл Святов. - Цифровизация позволяет создать принципиально иной уклад жизни. Пандемия уже показала, что многие вещи можно делать по-другому. Мы увидели, что школьники могут учиться онлайн, вместо оператора call-центра способен ответить автоматический голосовой помощник. Автоматизировать возможно практически все рутинные механические и когнитивные операции.

Сейчас, по данным сайта hh.ru, сфера продаж (в которую входят вакансии продавцов-кассиров) регулярно возглавляет рейтинг профобластей с наиболее высоким спросом на специалистов не только по Ульяновской области, но и в целом по стране.

Искусственный интеллект вместо дизайнеров

Студия Артемия Лебедева разработала искусственный интеллект, способный выполнять творческую работу, и тайно использовала его больше года. Как говорится в опубликованном в июне сообщении на сайте компании, проект разрабатывался в условиях строгой секретности изолированной командой. Для конспирации искусственный интеллект выдавали за удаленного сотрудника. Ему создали собственную страницу с портфолио и дали человеческое имя — Николай Иронов. Результаты превзошли все ожидания. Целый год Иронов разрабатывал логотипы для реальных заказчиков (среди них были известные блогеры, кафе, бары, приложения и продукты массового потребления). Никто из клиентов не знал, что полученные ими логотипы были созданы машиной. Работы принимались заказчиками и транслировались на огромную аудиторию. Как рассказали в компании, сегодня творчество Иронова украшает вывески заведений в разных городах России, многотысячные тиражи фирменной продукции и бесконечное количество роликов на YouTube. В студии Артемия Лебедева заявили, что эксперимент с Ироновым – «важное событие в истории», которое даст начало «массовой коммерческой автоматизации творческих процессов».

По словам Кирилла Святова, это вполне возможно.

- Современные технологии искусственного интеллекта позволяют автоматически генерировать несколько решений, обобщая уже существующий опыт. Машина может проанализировать большой объем данных и на его основе, компилируя ранее разработанные элементы, предложить собственные варианты. Но абсолютно новых творческих решений искусственный интеллект не предложит, поэтому творчество по-прежнему останется прерогативой человека. То же самое можно сказать и об автоматизации труда учителя, врача, бухгалтера и ряда других профессий. Технологии позволяют цифровизировать рутинные процессы, но не творческое начало. Можно организовать онлайн-трансляцию урока, автоматическую проверку тестов, но не поиск индивидуального подхода к каждому ученику или инновационные способы преподнесения учебного материала. Можно поручить компьютеру выполнить множество расчетов для бухгалтерской отчетности, но сложные ответственные решения по-прежнему будет принимать человек, - пояснил декан ФИСТа.

Председатель совета директоров Корпорации развития промышленности и предпринимательства Руслан Гайнетдинов тоже считает, что творческая работа останется за человеком. «Полёт фантазии и идеи заменить нельзя», - подчеркнул он.

В целом, по его мнению, в изменениях на рынке труда нет ничего страшного. «Мир развивается, и если некоторые профессии уходят в прошлое, то на их место встают другие. Да, в дальнейшем профессия привычного кассира, например, уйдёт в прошлое, но опять же, процессы доставки нужно кому-то контролировать. Появляются крупные сортировочные центры, где работают люди, что не даст специалистам остаться без работы», - добавил Руслан Гайнетдинов.

Представитель hh.ru Александра Севостьянова считает, что есть еще одна сфера, где люди всегда будут незаменимы. «В тех профессиях, где необходимо живое общение, роботы и технологии пока в полной мере не могут конкурировать с людьми», - отметила она.

Похоже, творческие способности и развитые коммуникативные навыки – залог успеха на рынке труда будущего.

Екатерина Старцева