Гендиректор ADVANTSHOP Камиль Калимуллин рассказал в соцсетях историю знакомого предпринимателя из Новой Беденьги Александра Анучина (ООО "Аггри"). Ему грозит штраф за то, что он нашел себе сотрудника через сайт HeadHunter, не сообщив о вакансии в службу занятости. Пост уже собрал более 300 комментариев. Многие предприниматели впервые узнали о таком требовании закона и не понимают, зачем оно необходимо.

Как пишет Камиль Калимуллин, предприниматель два месяца назад разместил на сайте по поиску работы вакансию менеджера. После этого узнал, что агентство по развитию человеческого потенциала Ульяновской области обратилось в мировой суд из-за того, что Анучин не уведомил ведомство о вакансии. Таково требование статьи 25 федерального закона "О занятости населения РФ". Штраф за нарушение - от 3 до 5 тысяч рублей.

Пост собрал уже более 300 комментариев. Выяснилось, что многие предприниматели не в курсе такого требования закона. Некоторые возмущены: почему они, как работодатели, не могут свободно искать сотрудников так, как хотят, ни перед кем не отчитываясь? Часть указывает на то, что соискатели из центров занятости часто не соответствуют требованиям вакансии либо в принципе не нуждаются в работе, а хотят лишь получать пособие.

Из комментариев:

- А если я в соцсетях выложу предложение о поиске сотрудников, меня тоже накажут?

- Наша компания использует такой поиск, как подбор через службу занятости, и я вам хочу сказать, что соискатели работать не хотят, а хотят получать пособие от государства, они умоляют написать правомерные отказы. Они открыто говорят: нам работа не нужна, мы неофициально трудоустроены. Нам нужно пособие и все.

- На "Авито" по Ульяновску сейчас 2027 вакансий. Штраф 3000 рублей. Это 6 081 000 рублей ежемесячно можно обирать. Плюс еще НН (HeadHunter - прим. ред.). Здорово придумали. А в масштабах страны...

Камиль Калимуллин считает, что в закон о занятости нужно внести изменения:

Фото: nastachku.ru

– Ну какой мелкий предприниматель изучит все эти нормы закона? Предлагаю внести изменения и исключить эту норму. Не может один человек знать все нормативные документы законодательства, и нет смысла кормить государственный орган, в который не обращаются работодатели, по причине того, что они не находят нужных людей (в противном случае в них бы обращались).

В агентстве по развитию человеческого потенциала корреспонденту 73online.ru уточнили, что штраф Анучину пока не грозит – только предупреждение. Но напомнили, что незнание закона не освобождает от ответственности.

– Когда человек хочет быть работодателем, он должен понимать, что рынок труда регулируется законом о занятости населения. Все равно - малый это бизнес, крупный или средний. Поиск работников четко регулируется правовой нормой. Единственное, что можно сделать, - принять это как факт, чтобы не допустить нарушений законодательства в дальнейшем. Мы не требуем ничего сверхъестественного, только соблюдения закона, – прокомментировал замдиректора департамента занятости населения агентства Владимир Фирстаев.

По его словам, в год за непредоставление данных о вакансиях составляется около 100 протоколов. Смысл правовой нормы в том, чтобы обеспечить право граждан на поиск работы и гарантировать им предложения.

– В Конституции есть статья, предусматривающая право граждан на защиту от безработицы. Смысл данной нормы как раз в том, чтобы реализовать это право. Органы занятости должны понимать, у кого какая потребность в кадрах, у кого какие вакансии есть, чтобы гражданам эти варианты предлагать, – говорит Фирстаев.

Он подчеркнул, что в ведомстве скорее положительно относятся к возникшему вокруг темы резонансу: предприниматели теперь будут более информированы о нюансах закона о занятости.

Руководитель регионального отделения "Опоры России" Николай Солодовников считает норму закона, о которой идет речь, спорной: "Мы разговариваем постоянно о регуляторной "гильотине" по ряду норм, бессмысленно обременяющих бизнес, при этом штампуем новые". Кроме того, он сомневается в эффективности служб занятости вообще:

– Мы должны понимать, какой интерес преследует эта норма. В данном случае, как я понимаю, государство хочет, чтобы центры занятости получали информацию о вакансиях и использовали их. Но мы все прекрасно знаем уровень работы центров занятости и тех кадров, которые они поставляют. Отношение достаточно скептическое к этому ведомству. Исходя из этого не вижу, чтобы данная нормативка помогала безработным, улучшала рынок вакансий или положительно сказывалась на экономике. То есть я ищу сотрудника, не написал в инстанцию и получил штраф за то, что неправильно ищу? Звучит несколько бредово. Там комментариев [под постом Калимуллина] миллион уже, по-моему, но никто не назвал адекватной причины, почему мы должны это делать, где обоснование, что эта норма адекватна. <...> Я сам бы с удовольствием отказался от платных сервисов вроде HeadHunter или SuperJob и обратился в бесплатный центр занятости, если бы ко мне оттуда пришел нормальный специалист, а не человек, который скажет "распишитесь мне, я на самом деле никуда не хочу устраиваться, а хочу получать пособие".

По словам Солодовникова, он отдал в подготовку обращение о целесообразности требования уведомлять службы занятости о вакансиях. Над ним работают юристы, уточняется, в какую инстанцию лучше направить документ. Предложение будет подготовлено уже на этой неделе.

Председатель совета директоров Корпорации развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов говорит, что ситуацию с обязанностью отчитываться о вакансиях обсуждали уже несколько раз. Для предпринимателей это действительно лишняя нагрузка, но службы занятости в этом случае должны защищать интересы соискателей.

– Мы эту проблему разбирали и два года, и год назад в рамках недели предпринимательских инициатив. Я приглашал представителей службы занятости, фонда социального страхования, и вместе с бизнесом мы смотрели, что можно сделать. Ведь как и любая обязанность, это [необходимость предоставлять данные о вакансиях] нагрузка. Но у службы занятости есть такой аргумент: "Мы обязаны обеспечить конституционное право на труд". Это нужно не для предпринимателей, а для граждан. Если закрывается предприятие, как служба занятости узнает, куда направить высвободившихся работников? Если отменить обязанность уведомлять о вакансиях, добровольно это делать никто не будет. Для предпринимателей отчет по вакансиям – нагрузка, и реально им это не нужно. Но служба занятости работает с другой логикой: она обязаны обеспечить людей работой, они поэтому и называются службой занятости, а не службой содействия работодателям. Хотя, может быть, это было бы правильнее. В итоге все дискуссии упирались в этот момент – обеспечение конституционного права на труд. Отмечу только, что в ситуации с такими нарушениями нужно предварительно 10 раз предупреждать предпринимателя, ведь штраф никому счастья не принесет.

Николай Андреев