73online.ru прогулялся по центру города с директором Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Ириной Котовой и узнал, какие пять зданий – ее любимые, почему в детстве она ела картошку в Доме-памятнике Гончарову и о чем говорила во снах с симбирским архитектором Федором Ливчаком.

Дом-памятник И.А. Гончарову

Краеведческий и художественный музеи, б. Новый Венец, ¾

Как попасть: прийти на экскурсию по постоянной или временной экспозиции. Второй этаж сейчас находится на реставрации

– Дом долгое время остается символом нашего города – и нужно сказать, что его создатели к этому как раз и стремились, когда его проектировали.

Почему этот дом любимый, помимо яркости образа? Дело в том, что мое увлечение архитектурой началось достаточно рано: я помню, как на классный час где-то в шестом классе в школу пришел Борис Васильевич Аржанцев – пионер нашего архитектурного краеведения. В то время имена таких архитекторов, как Ливчак, Шодэ и Вольсов не были широко известны. Аржанцев увлек нас историями о домах, и свой рассказ начал так: в каком доме вы хотели бы жить? Я, конечно, представила себя в доме-музее Гончарову – потому что, во-первых, у меня там всю жизнь работала мама (секретарем и помощником Марка Харитоновича Валкина, позже – завхозом). С этим домом связаны мои детство и юность.

Помню там внизу, в подвале, кочегарку. И кочегар, который в то время был в штате краеведческого музея, пек там картошку. Прибегая из школы к маме, я спускалась в кочегарку, где меня ждало это совершенно невероятное лакомство.

Впоследствии, когда я стала профессионально заниматься историей архитектуры, я смогла оценить всю прелесть истории создания и существования этого дома. Это уникальный памятник. Его задумывали как символ памяти и уважения к нашему великому земляку – Ивану Гончарову. Первоначально были готовы увековечить имя писателя в скульптуре, но успех всероссийской подписки, по которой собирали деньги, оказался таким мощным, что средств хватило на строительство дома.

Я мечтаю, что когда-нибудь интерьеры этого здания откроются посетителям, и оно наполнится воздухом и светом.

Дом-ателье Ф.О. Ливчака

Одноименный музей, ул. Архитектора Ливчака, 4

Как попасть: прийти на экскурсию по постоянной или временной экспозиции

На четвертом фото - проект дома, на пятом, шестом - интерьеры до ремонта, на седьмом, восьмом- плафоны после ремонта

– Я люблю все, что построил Федор Осипович Ливчак. Он изобретатель, человек невероятного таланта. Его дом-ателье был не просто комфортным жилищем, это была мощная реклама его изобретения – технологии строительства из пустотелого кирпича.

Дом этот, помню, я в первый раз увидела в молодости, когда он был в ужасающем состоянии. Моя подруга выходила замуж, а здание принадлежало Союзу театральных деятелей и сдавалось для проведения мероприятий. То была свадьба в руинах… Я увидела плафон главного зала с протечками, с отвалившейся штукатуркой… И несмотря на это, дом был прекрасен.

С тех пор прошло много лет, судьба распорядилась так, что мне пришлось ремонтировать этот дом. В 80-х Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» заказал серьезный проект реставрации плафонов. Когда мы открыли планировку, то удивились столь точному расчету и изяществу решений. Все стены были разные: северные – толстые, южные – тонкие, детские оборудованы душевыми, закругленные углы в интерьере. И невероятный световой театр – в течение всего дня ты видишь дом по-разному.

Потолки были совершенно разными в трех помещениях. Проект создал послойную кальку плафонов, только позолоты было восемь оттенков! Боюсь соврать, но было, кажется, более 12 оттенков розового!

Когда мы начинали эту работу, я почти не спала. Ремонт шел тяжело. Было некрасиво. Работа шла летом, и все лето мне снился Федор Осипович Ливчак – успокаивал меня, говорил подождать… Мы сравнивали образцы при разном освещении, но все казалось не таким, как нужно. Важный момент, что позолоту мы оставили на потом.

И вот я уезжаю в командировку на неделю, приезжаю, захожу… Я была ошеломлена: нанесли позолоту. Она изменила всё. Эти маленькие точки, штрихи оживили лепнину, собрали всё в гармонию. Дом стал прекрасен.

Эта работа еще раз убедила меня в том, какое удивительное художественное чутье и сложное понимание соотношения рельефа и живописи были у Ливчака. Не случайно он хотел стать художником.

Дом-музей «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска»

ул. Льва Толстого, 24

Как попасть: прийти на экскурсию по постоянной или временной экспозиции

– Этот дом много менял владельцев, несколько раз перестраивался. Некоторое время в нем жила семья Ульяновых. Нравится он мне по двум причинам. Первая – это типичный городской деревянный дом. Как строились такие дома? Вот живет семья, строит себе жилье, расширяется – делает пристрой, как правило, к заднему фасаду. Так случилось и с этим домом.

На нем удивительный декор. Если мы посмотрим на наличники, то увидим там прорезанные небольшие солнышки – это своего рода обереги дома. Фронтон тоже оформлен в виде огромного солнца, но выполненного в технике, не свойственной деревенской архитектуре – оно сделано профессионально, в сочетании накладной и прорезной резьбы.

Вообще историческая деревянная застройка, которая у нас в заповеднике сохраняется комплексно - это уникальное явление. Наступит момент, и мы останемся единственными, где на такой большой территории деревянная городская усадебная застройка еще есть.

Дом М.Н. Ухтомского

Жилой дом, ул. Льва Толстого, 61

Как попасть: свободно осмотреть здание можно только снаружи

– Дом Ухтомского – это самое значимое строение авторства Августа Шодэ, выполненное из дерева. Дом, который сейчас погибает, и очень жаль, что складывается такая ситуация.

У этого здания оригинальный план: доходный дом на четыре квартиры имеет в плане Т-образную форму. В начале века он представлял собой вариант невероятно комфортного, удобного и дорогого жилья, сейчас бы сказали – элитного. В нем были элементы лепнины, которые, к сожалению, сохранились только фрагментарно.

Кухни пристраивались со стороны дворового фасада и были отделены от квартир – это очень интересное решение. Второго такого дома с точки зрения распределения функций жизни я, честно говоря, не знаю. В деревянных домах и усадьбах зажиточных симбирян была традиция – кухня строилась отдельно. На то было две причины – чтобы избежать пожара и чтобы не было запаха и грязи. В домах делалась буфетная, куда из кухни приносилась готовая еда. И в доме Ухтомского эта традиция нашла продолжение.

Если бы была проведена реставрация, этот дом стал бы главным украшением улицы Льва Толстого.

Доходный дом дворян Зимнинских

Губернаторская школа искусств для одаренных детей, ул. Ленина, 51

Как попасть: свободно осмотреть здание можно только снаружи

– Напоследок я хотела бы рассказать о доме Зимнинских, который я вижу из окон своего кабинета каждый день. В этом здании располагается музыкальная школа, из открытых окон доносятся звуки музыки. И к большому счастью, дом этот хорошо отреставрировали – я знаю, что он был участником федеральных программ. Директор школы в свое время сделала работу, за которую мне хочется поклониться ей в пояс, потому что, как правило, современные реставрации за рамками внимания оставляют двери. А двери – и вообще любые элементы фасада памятника эпохи модерна – это фактически лицо дома, гармоничное произведение. Двери в этом памятнике были восстановлены по эскизам Вольсова.

Дом Зимнинских дорог мне как вариант роскошного доходного дома эпохи модерна и как дом, который в настоящее время может служить примером – как можно отреставрировать памятник, чтобы он радовал и вдохновлял.

Татьяна Лисицына