По оценкам экспертов, в 2023 году ассортимент лекарств в России сократился на 11% - с 21600 наименований до 19400. Наибольшее сокращение номенклатуры зафиксировано в ценовой категории препаратов стоимостью до 100 рублей (с 5700 до 4600). Возник дефицит и в перечне доступных ранее импортных медикаментов. Например, пациенты заметили отсутствие в аптеках швейцарского «Гливека» для онкобольных и «Реквипа» для страдающих болезнью Паркинсона.
По информации игроков регионального аптечного рынка, особенной нехватки лекарств пока не наблюдается, тем более, что пропавшие медикаменты можно заменить аналогами с тем же активным веществом. 73online.ru проанализировал аптечные сайты и сделал собственный вывод.
Исследования экспертов
По данным аналитиком DSM Group, которую приводит РБК, объемы поставок в аптеки России дешевых медикаментов стремительно сокращаются - за год на 24%. Эксперты объясняют это насыщением фармацевтического рынка более современными и дорогими препаратами, которые становятся все более популярны у потребителей. К слову, это сокращение началось еще в 2020 году, а значит с нынешней ситуацией в мире никак не связано. Меньше становится и препаратов, стоимость которых варьируется от 100 до 500 рублей.
Генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк в комментарии изданию отметил, что российские фармкомпании долгое время производили дешевые лекарства, которые пользовались большой популярностью: «Но рынок оказался насыщен и часть ассортимента сняли с производства. При этом, например, активированный уголь стал проигрывать в популярности «Смекте», а на смену анальгину пришел ибупрофен». И то, и другое принадлежат к другим ценовым категориям.
Директор Ассоциации независимых аптек Виктория Преснякова добавила, что количество дешевых препаратов снижается каждый год. Если 20 лет назад самыми востребованными лекарствами у россиян были помимо активированного угля и анальгина, цитрамон, борная кислота и другие препараты, то теперь эти наименования почти забыты населением, а некоторые и вовсе ушли с рынка.
Дефицит как бы есть, но его как бы нет
Впрочем, в России наблюдается дефицит не только недорогих лекарств, но и импортных. Здесь уже можно говорить, в том числе, и о влиянии антироссийских санкций. В января этого года Минздрав России представил список из 97 потенциально дефицитных препаратов. Среди них «Нитроглицерин», «Парацетамол», «Преднизолон» и др. В ведомстве отметили, что это те препараты, в отношение которых в приоритетном порядке будут приниматься меры для обеспечения их доступности на рынке.
Кроме того, замечены проблемы с доступностью известного всем антибиотика «Амоксиклав», «Вильпрафен Солютаб», «Гливек» (для больных онкологией), «Прозак» и прочие. Покупатели также жалуются на нехватку американского препарата «Эффиент». Есть жалобы на отсутствие «Дивигеля» (для восполнения эстрогенов), «Реквипа» для пациентов с Паркинсоном, жаропонижающих и даже аскорбиновой кислоты.
Экс-министр здравоохранения Ульяновской области, руководитель медицинского центра «Семья» Павел Дегтярь тенденцию подтверждает, говоря о том, что многие в погоне за здоровьем теперь едут в страны ближнего зарубежья. Например, в Казахстан:
— Дефицит лекарств реально есть. Например, часто говорят о том, что не хватает детских препаратов от эпилепсии. Конечно, есть аналоги, но многие тяжело воспринимают переход. К тому же, никто не отменял «эффект плацебо». Когда человек верит в силу препарата и вылечивается. Когда не доверяешь незнакомому лекарству, и вылечиться проблема.
Генеральный директор сети «Сова» (Ульяновск), работающий провизором в собственных аптеках Антон Фотеев с озвученными мнениями не согласен. Он считает, что дело в инфляции: просто лекарства, которые некогда стоили немного, стали дорогими:
— Я бы не сказал, что есть какой-либо дефицит. Да, может чего-то стало меньше, но не критично. Практически все препараты имеют аналоги. Обычно когда случается дефицит, мне сразу же начинают звонить родственники и друзья, с просьбами достать те или иные медикаменты. Сейчас подобных звонков нет.
Врач-педиатр Дмитрий Малых согласен с Фотеевым:
— Некоторый дефицит импортных лекарств действительно есть, но он не является проблемой. Например, отсутствует препарат «Метипред» (метипреднизолон), но у него есть высокого качества российские аналоги, которые позволяют не менять тактику лечения пациентов, — говорит медик.
Он добавил, что более полугода на рынке нет импортной вакцины от ветряной оспы. Причина — резкий рост заболеваемости в некоторых регионах России. Кроме того, с большим трудом можно найти вакцину от кори и краснухи.
А как в Ульяновске
Мы проанализировали аптечные сайты и пришли к выводу, что ряд лекарств действительно исчез с регионального фармакологического рынка. Например, «Вильпрафен Солютаб». Обычно его назначают для лечения бронхита, пневмонии, трахеита и тому подобных заболеваний.
Оказалось, что еще в конце декабря 2023 года фармкомпания Astellas решила вывести с российского рынка данный антибиотик. Правда, это никак не связано с ситуацией в мире. В СМИ говорится, что впервые решение было озвучено еще в 2020 году, а вывод лекарства проходил постепенно.
Сообщалось о сложной ситуации с доступностью «Амоксиклава», но, например, в аптечной сети «Вита» с ним проблем нет.
Хуже дела с «Эфиентом».
Препарат для онкобольных «Гливек» найти можно, но цена кусается.
«Реквип» для людей с болезнью Паркинсона и вовсе отсутствует в городе.
Фото на главной: freepik.com