Раз в пять лет на свои «круглые» даты заслуженный артист РФ Владимир Кустарников дает бенефисы. Но они приходятся не на сам день его рождения (Владимир Петрович родился 24 декабря 1964 года), так в это время театр плотно работает над новогодними проектами, и все артисты очень заняты. Кустарниковский бенефис традиционно ждут в феврале. И вот этот счастливый момент настал. Сегодня, субботним вечером, звезда симбирской драмы выйдет на сцену в постановке по пьесе Нила Саймона «Последний пылкий любовник».

На пресс-конференцию, посвященную этому событию, сам актер даже не явился. Но не из неуважения к журналистам. Просто - репетировал! Пришлось отдуваться директору театра Наталье Никоноровой. Она ведь как никто прекрасно понимает актера. Театр для него важнее, чем все остальное. Это - его жизнь, весь смысл его существования. Бенефис получил и второе, а может, и первое, главное, название - День влюбленных во Владимира Кустарникова.

Вот уже 33 года он служит Мельпомене в Ульяновске. Предан своему зрителю, а зритель отвечает ему невероятной любовью. Он готов ходить на Кустурникова день за днем, вечер за вечером. Потому что он не подведет. Непременно подарит то, что называется волшебной силой искусства.

Открытие занавеса. Прожектор. Звуки музыки. Первая реплика… И чудеса погружения в иной мир начинаются. Ты уже переносишься в другую эпоху, в другую атмосферу, сопереживаешь героям великого артиста, смеешься вместе с ними. И веришь. По-Станиславскому. До кончиков ногтей. Каждому жесту, каждой мизансцене.

- Владимир Кустарников - единственный артист, на спектакли которого билеты в кассе продаются за полчаса, - эту фразу Наталья Никонорова не устает повторять из года в год.

И это – чистейшая правда. На спектаклях с его участием всегда переаншлаг.

Он органичен в любой роли – царя Федора Иоанновича, Мальволио из «Двенадцатой ночи», Кинесий из «Лисистраты», Бога из «Второй смерти Жанны Д Арк». Об этом много написано, поэтому повторяться нет смысла. Сегодня в текущем репертуаре Владимир Петрович занят в 15-ти постановках («пылкий любовник» станет шестнадцатой). А сколько их было за минувшие 33 года? Порядка 300 или более? Кстати, никто и не задавался такой целью – сосчитать количество персонажей, которых артист пропустил через себя, свою душу. А первой ролью для выпускника Саратовского театрального училища на ульяновской сцене, куда он приехал по приглашению режиссера Юрия Копылова, стала роль Виктора из постановки «Дорогая Елена Сергеевна» Разумовской. Потом был «Ричард II» в его же постановке, после которой о Кустарникове заговорили как о новой звезде. Его называли молодым Михаилом Чеховым.

Кустарников не раз говорил, что и своим становлением, и тем, что отдал Ульяновску всю свою жизнь, он обязан Юрию Семеновичу. Не секрет, что, уже работая здесь, Владимир мечтал попасть в труппу Петра Фоменко, слава которого тогда уже гремела. И уехал бы. Если бы не Копылов, который стал его режиссером. Сегодня, как и многим в театре, Юрия Семеновичу актеру очень не хватает.

В интервью пятилетней давности «Мозаике» Кустарников говорил: «Можете назвать это собачьей преданностью или как-то еще, но в этом театре мне все родное: исследованы все колосники, знаком каждый из работников многочисленных цехов. Здесь я «кум министру и сват королю». И представить себе не могу, как буду ходить по Москве, а мне никто не скажет: «Здравствуйте!». Привык, что в Ульяновске со мной все подряд здороваются. И мне это так нравится!».

Владимир Петрович абсолютно индифферетно относится к званиям и наградам. Он – лучший актер фестиваля театров «Лицедей-2015», лауреат премии «Признание», которую получил на областном «Лицедее» годом ранее. Награжден благодарственным письмом Совет Федерации, почетной грамотой губернатора Сергея Морозова. Как говорится – есть и приятно. Не более того. Когда его документы посылали в Министерство культуры РФ на присвоение звания заслуженного артиста России, Кустарников все недоумевал: зачем? Ну, нигде в мире у артистов нет таких званий, как в России. Артист либо есть, либо его нет. И определяющим для него все равно является его преданность искусству, погруженность в театр и, наверное, любовь публики. А уж этого сполна! Его по-прежнему ждут после спектакля у служебного входа. Это о чем-то да говорит!

Мог бы Кустарников стать кем-то другим? Наверное, да. В материале от первого лица «Медиазоны» УлГУ Владимир Петрович поразмышлял на эту тему. Он даже предположил, что мог бы жить в Канаде, на берегу горной реки, в каком-нибудь домике, ловить лосося, ходить на охоту… Но – стал артистом и в России. И, наверное, на то была божья воля, предназначение, что ли.

«Мне кажется, что люди, которые делают себя сами, свою судьбу, - даже они отчасти фаталисты. Они стремятся – кто-то в известность, кто-то в политику, в бизнес, в религию, в путешествия… Они верят в свое предназначение», - говорил сам Кустарников.

Недаром же его мама, увидев в сыне талант, отдала его в драматический кружок, а после школы он отправился поступать в театральное училище в другой город. Пусть и со второго раза, но поступил. Учился вместе со знаменитым Евгением Мироновым. Правда, судьба их затем развела. Но - обиды нет.

Еще Шекспир говорил, что весь мир – театр, а люди в нем – актеры. Забавно Кустарников говорит о том же:

- Посмотрите: все кругом артисты! Ну, вы посмотрите: каждый президент – артист. Начиная с… кто у нас там был? С Рейгана. Каждый разыгрывает представление. Посмотрите на наших законодателей, и прочих – все кругом артисты! Кроме того, в актеры, и в актрисы особенно, стремится столько народу! Потому что видимость успеха через сериалы, через что-то, через что-то. Плюс возможность заработать, потому что вокруг этого очень много всего крутится – ах, он в сериале, столько зарабатывает! Это влечет в профессию. А по сути по своей, она ведь довольно жестокая штука. Потому что можно поработать на вещах, которые тебе отпустил Господь Бог, а потом педагоги что-то навязали. Но каждый раз приходится переступать через себя, потому что новый режиссёр тебя по-новому видит. Не сказать – уничтожает, а потом, как Феникс из пепла, возрождает. Но где-то он тебя ломает, бьёт по голове. Мало приятного получать, иногда каждый день. Потому что – с репетиций и спектаклей актеры иногда уходят невероятно расстроенными. Иногда трудно не принести это домой. Ну, не пошло! Не пошло, ни то, ни сё, ни это. Это странная штуковина: копошиться в самом себе, и через это дело рассказать о другом человеке, которого ты играешь. Это не просто – взять, и нарисовать картинку, вот, так я себе все это представляю. Да пожалуйста, рисуй! Но если ты при этом в любой форме, начиная от комедии, драмы, трагедии, трагифарса, гротеска, если ты не органичен в этом, как собака, то не надо браться. Вот так вот примерно».

Коллега Евгений Редюк, как бы подстегивая коллегу к вершинам, как-то пошутил: «Актер должен стремиться стать народным, чтобы его дети стали детьми народного артиста». По словам самого Кустарникова, он для своих взрослого сына и маленькой дочери - «самый нормальынй1, обычный, рядовой папа». Для них совершенно не важно, заслуженный он артист или народный. Главная его роль в семье - Отца. И он с ней тоже отлично справляется. Вот только сын Клим по стопам родителя не пошел. Стал ветеринаром, так как с детства больше любил возиться с животными. Хотя на сцене появлялся, как все театральные дети, с завидной регулярностью. Но его это. А дочурка мечтала о балете. Ее отдали в танцы. Для нее это было не одним и тем же. И она бросила. По мнению девочки, танцы - это не балет. Принципиальное создание.

Ну что ж, одного великого артиста на семью, наверное, и впрямь достаточно. Как и для театра. Так что сегодня все влюбленные во Владимира Кустарникова вновь соберутся вместе, чтобы подарить ему свои цветы и аплодисменты, а также признательность. А большего юбиляру и не нужно.

«Мы живем только аплодисментами», - считает он.

Аплодируйте, дамы и господа, не скупитесь!

Светлана Васильева