О том, что дети с пелёнок должны учиться читать, говорить по-английски и готовиться к университету, новоявленным мамам говорит весь интернет. Особое место в этой системе бесконечных «надо» занимает грудничковое плавание – полезно, приятно, и вообще, вы что, не плаваете ещё? 73online.ru поговорил с тренером и руководителем школы Aquadar Дарьей Алфёровой о том, на самом ли деле плавание так важно для малыша, от какого наставника лучше уплывать не глядя, и почему слезы малыша – веский повод остановить тренировку.

Что даёт ребенку грудничковое плавание?

Очень многое: плавание - единственный вид физической активности, которую можно дать малышу до 1 года. Во время тренировки задействуются все группы мышц ребёнка, во время погружений происходит «полезная гипоксия» (в сердце и в головном мозге усиливается кровообращение). Как следствие, ребёнок развивается не только физически, но и умственно. Да и для деток с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) это самая предпочтительная тренировка, поскольку она облегчает адаптацию и способствует развитию двигательных функций.

Почему в таком случае вокруг него ведется так много споров, что заставляет людей сомневаться в нужности грудничкового плаванья?

Потому что многие специалисты ориентируются на советскую систему плавания, которая, увы, несовершенна. Это истории из разряда «хотели научить плавать - выбросили из лодки». Ребёнок потом не то что плавать, подходить к воде боится и живет всю жизнь с этим страхом. К сожалению, есть тренеры, которые придерживаются той же схемы в грудничковом плавании. Их не останавливает страх малыша, его крики и слезы, они считают, что это всё «пройдет», а умение останется. В итоге остаётся лишь недоверие к маме, которая стояла рядом и ничего не сделала, и страх воды. Конечно, таким образом можно приводить беспомощного ребёнка в бассейн вновь и вновь, снова бросать его в воду и насильно «нырять его», но это не про бережное отношение и не про любовь к воде. Это про страх, и это неправильно.

На что родителям обратить внимание при выборе тренера?

На компетенцию специалиста, на его опыт и подтвержденные специальные знания, на его тягу обучаться новому, а не работать по «старой схеме». А ещё на его гибкость в вопросах организации плавательного процесса. Например, если тренер говорит: у меня есть четкий план, мы будем его придерживаться вот что бы то ни стало – это повод задуматься. Все дети индивидуальны, поэтому план тренировок, который пишется для всех сразу – очень сомнительная затея. Грамотный специалист, без сомнения, пишет структуру тренировки, но в первую очередь наблюдает за реакцией малыша, чувствует его настроение. И только исходя из этого подбирает схему под конкретного маленького пловца.

От какого специалиста стоит сразу отказаться?

От того, кто, несмотря на протест ребёнка, продолжает тренировку. Например, возьмем ситуацию. Ребёнку что-то не нравится, и он начинает плакать, нервничает – видно, что чувствует себя некомфортно. Тренер железным голосом говорит: «Ничего страшного, продолжаем». Мама пытается подбодрить малыша и улыбается изо всех сил. Ребёнок «зеркалит» маму и на какое-то время перестаёт плакать. Но ведь это не его настоящая эмоция! Он просто пытается повторить за мамой, но тело его при этом сопротивляется, он может даже выгнуться дугой. Такие моменты крайне важны – по-настоящему хороший тренер, который бережет своего подопечного, никогда не станет его «ломать», насиловать его нервную систему. Он считает все подобные знаки и, если это необходимо, прервет занятие. Если нет – задумайтесь, так ли он хорош.

С какого возраста можно начинать «заплывы»?

Сразу после заживления пупочной ранки – после 1 месяца. Недоношенным деткам лучше в 2-3 месяца, потому что в бассейнах, как правило, довольно бодрящая вода (около 32 градусов), или заниматься дома в теплой комфортной воде.

Как подготовить ребенка к его первому заплыву?

Особенной подготовки нет, но надо учесть, что вода в бассейне, как я уже говорила, отличается от той, в которой обычно купают детей дома - в бассейне это отметка в 32-33 градуса; в домашних условиях, как правило, 37 градусов. Можно постепенно приучать малыша к новой температуре, приоткрывать дверь в ванной комнате, чтобы не создавать парниковый эффект. Но это не обязательный момент – адаптация, в основном, проходит именно на тренировках.

А как подготовиться мамам и побороть свои страхи?

Понять, что у тренера нет задачи утопить ребёнка! Принять как факт, что ваша кроха в надежных руках, что вы рядом, что вы вольны вмешиваться в процесс, если посчитаете важным показать ребёнку, что мама рядом и всё хорошо. Вот и всё!

Мария Чеканова