Правительство Ульяновской области продолжает борьбу с так называемой «теневой» экономикой. Губернатор Сергей Морозов уже объявил о создании специальной администрации, которая эту борьбу и будет вести. Однако, по мнению экспертов, новая структура, скорее, фикция, чем реально работающий инструмент, поскольку действительно бороться с уходом предприятий от налогов властям невыгодно. Более того, лучшим вариантом будет, если в создаваемую администрацию войдут сами «теневики».

Региональное правительство уже не первый год заявляет о борьбе с "теневым" сектором экономики. Напомним, что тема борьбы с зарплатами в конвертах и незарегистрированными лицами, ведущими по факту коммерческую деятельность, снова начала активно обсуждаться в ноябре 2018 года, когда губернатор Сергей Морозов заявил, что региональные власти поставили перед собой задачу увеличить доходы бюджета на 2019 год с 52 до 62 млрд рублей. Найти столь значимую сумму планировалось в том числе за счёт сокращения "теневого" сектора экономики.

Теперь власти заявили о намерении создать специальную администрацию, которая и будет бороться с "теневой" экономикой.

- В связи с тем, что проблема «теневой» экономики неразрывно связана с нарушением действующего регионального и федерального законодательства, нам необходима площадка для обсуждения и принятия решений по комплексным вопросам, касающимся вывода экономики из тени. И такой площадкой должна стать администрация по борьбе с "теневой" экономикой на территории Ульяновской области, как действующий консультативно-совещательный орган, - написал губернатор Сергей Морозов на своей странице в социальной сети в феврале. Сейчас в правительстве разрабатывают показатели, по которым можно будет оценить работу новой структуры.

Между тем, по данным исследования, которое проводил региональный Центр стратегических исследований (ЦСИ), на конец 2018 года доля работающих в «теневой» экономике составляет 18,6% от общего числа занятого населения в регионе (около 120 тысяч человек — прим. ред.). Надо учитывать, что в общероссийском срезе большая часть из них - это не самозанятые, а сотрудники, работающие по найму, за которых работодатель не платит никаких отчислений, рассказала профессор кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ Светлана Барсукова в интервью телеканалу РБК. По подсчетам сотрудников ЦСИ, потенциальная численность трудоспособных занятых в «теневом» секторе за прошлый год уменьшилась на 13,8 тысяч человек. Однако заявленные цифры вызывают сомнение. И вот почему.

В феврале «Парламентская газета» со ссылкой на губернатора Сергея Морозова писала, что 23% населения Ульяновской области получают всю зарплату или её часть «в конверте»:

- Пенсионный фонд недополучает страховых взносов на сумму свыше 10 млрд рублей, Фонд обязательного медицинского страхования — 2,3 млрд рублей, Фонд социального страхования — свыше 1,3 млрд рублей. Ежегодные потери региона составляют порядка 7 млрд рублей.

А годом ранее газета «Коммерсант» со ссылкой на ЦСИ утверждала, что число занятых в "теневой" экономике в 2016 году снизилось до 4,02% и составляет всего 26 262 человека, а совокупные потери бюджета составляли со страховыми взносами 2,756 млрд рублей.

Таким образом выходит, что либо число работающих в "теневой" экономике за два года выросло в пять раз, либо сомнения вызывает сама методика подсчета.

По мнению ряда экспертов, идея властей создать на территории региона администрацию по борьбе с "теневой" экономикой - это, скорее, фикция, чем формирование реально работающего инструмента. Так, эксперт фонда «Хамовники» Александр Павлов уверен, что создание органов, подобных заявленной администрации, это лишь проявление федерального тренда на увеличение ресурсной базы государства. По его мнению, "теневой" экономики нет — её власть назначает сама, чтобы было с кем бороться, а точнее, изображать борьбу.

- Создание подобной администрации либо любого подобного органа попросту неизбежно, так как иначе не возникает объекта для воздействия и борьбы. Абсолютно уверен, что подобные структуры повторят на муниципальном уровне. Причем каждый раз эту «теневую» экономику будут локально назначать, а борьбу будут изображать. Никто в здравом уме не будет рушить отлаженные системы промыслового хозяйствования, в которые в той или иной степени вовлечены и сами борцы, которые точно так же, только на совещаниях, живут в пространстве «теневая - нетеневая», а сразу за порогом живут точно такой же жизнью, как и все остальные, - уверен г-н Павлов.

В областном правительстве корреспонденту 73online.ru сообщили, что в состав нового органа вошли представители Торгово-промышленной палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей, «Опоры России», «Деловой России». В администрацию приглашают представителей федеральных контрольных ведомств и силового блока и всех региональных министерств. В настоящее время пакет документов проходит процедуру согласования, которая должна завершиться к 15 марта. Подобная структура может быть реально максимально функциональной, только если станет органом, согласующим интересы тех, кого решено назначить «теневиками», считает Павлов. «Из них и стоит формировать подобные администрации, чтобы они между собой максимально эффективно провели работу по минимизации ущерба от воздействия очередного тренда», - говорит эксперт.

То, что реально бороться с «тенью» никто не собирается, уверена и руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. Власть до сих пор прибегает к недальновидным методам, пытаясь просто припугнуть людей, вместо реальной работы над улучшением бизнес-климата. По ее мнению, государству всерьез заниматься сокращением нелегальной части экономики просто невыгодно.

- Основной "теневой" сектор состоит не из самозанятых или мелкого бизнеса, который пытается выживать на фоне реальности. Основной "теневой" сектор - это непрозрачные схемы госзакупок, это откаты, это оффшоры, это регистрация госкомпаний на территориях низких налоговых юрисдикций. Вот с этим бороться реально и тяжело, и невыгодно», - заявила эксперт журналисту 73online.ru.

Справка 73online.ru:

По последним данным представителей бизнеса, «теневой» сектор наиболее распространен в сферах строительства (45%) и розничной торговли (37%). Всего в ЦСИ выделили 17 зон наибольшего распространения «теневой экономики»:

  • лесоводство и лесозаготовки;
  • сфера общественного питания и ресторанного бизнеса;
  • производство пищевых продуктов и напитков;
  • транспорт (маршрутные такси);
  • техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования;
  • услуги такси и грузоперевозки;
  • аренда квартир и офисных помещений;
  • сфера гостиничного бизнеса;
  • деятельность по предоставлению финансовых услуг;
  • бытовые услуги населению;
  • услуги репетитора;
  • организация праздников;
  • услуги фотографа;
  • медицинские услуги, в том числе косметологические.

Артем Горбунов