Новый закон о местном самоуправлении изменит с 2023 года систему власти на местах — в регионах России упразднят городские и сельские поселения, а их полномочия передадут на более высокий, окружной уровень. Цель реформы — упростить систему, кардинально сократив число мелких чиновников и депутатов. В случае принятия закона в Ульяновской области из 167 муниципалитетов останется 24 - это будут округа. Количество глав администраций уменьшится до этого числа, а народных избранников «сожмется» с 1560 до 460 человек (произойдет сокращение в 3,5 раза - прим.). Эксперты с большой осторожностью прогнозируют эффект от преобразования.

Сельских администраций не будет

В марте Госдума РФ рассмотрит во втором чтении поправки в законодательство о местном самоуправлении (Закон «Об общих принципах организации публичной власти» - прим.). Их окончательный текст еще может претерпеть изменения, но на главной цели инициативы они не скажутся — к 2028 году все поселения будут объединены в городские или муниципальные округа в границах нынешних муниципальных районов.

Останется три возможные формы муниципалитета — муниципальный округ, городской округ и муниципальное образование внутри города федерального подчинения. Вскоре там, где действовало несколько сельских и городских администраций каждая со своими избираемыми главами и депутатами, останется единая администрация и одно муниципальное собрание. Городские и сельские поселения потеряют не только собственных глав и депутатов, но и отдельный бюджет — все финансы будут распределяться в административном центре округа.

На федеральном уровне объясняют это необходимостью повысить эффективность местного самоуправления за счет консолидации финансовых, организационных, кадровых и иных ресурсов. По мнению законодателей, переход к одноуровневой системе повысит КПД местных органов власти и укрепит их финансовую основу. Они ссылаются на «высокую дотационность» муниципалитетов, а также на широко применяемую, по словам авторов законопроекта, практику перераспределения их полномочий на региональный уровень.

Количество депутатов и чиновников сократится

По данным правительства, сегодня в регионе есть три городских округа (Ульяновск, Новоульяновск и Димитровград), 21 муниципальный район, 31 городское и 112 сельских поселений — всего 167 юридических лиц. Общее количество депутатов — 1560 человек без учета областного парламента. С 2023 года начнутся изменения, в итоге останутся 24 «больших» муниципальных округа: городские и районные. «Прогнозируем, что к концу следующего года в Ульяновской области останется 460 депутатов, их количество сократится в 3,5 раза. Городские и сельские советы будут упразднены», — куратор блока внутренней политики, вице-губернатор Ульяновской области Александр Коробко.

Как объяснил чиновник, чтобы получить согласие на укрупнение, не потребуется локальных референдумов — достаточно решения местных советов депутатов. В новых округах могут быть созданы территориальные органы управления на местах взамен бывших поселенческих администраций. Срок полномочий новых глав и депутатов установлен в проекте единый - пять лет. При этом районы объединять между собой не планируется: укрупнение границ «снизит чувство идентичности». Число руководителей администраций снизится с 167 до 24 по количеству новых округов. Они будут по-прежнему избираться на конкурсной основе, а утверждать их будет совет депутатов.

Исключением для реформы станут два муниципальных образования. В сентябре 2022 года состоятся выборы в гордуму Новоульяновска — там изберут 22 депутата, в советы депутатов Барышского района — 95 депутатов в 9 поселениях. Главы районных администраций совместно с избранниками решили провести кампании по старой модели, пока есть возможность.

Глава администрации Барышского района Алексей Терентьев объяснил решение тем, что торопиться с законопроектом нельзя, «чтобы не набить шишек»: «В нем есть свои плюсы и минусы, но мы не знаем до сих пор, что будет в окончательной версии документа. Ошибки не прощаются, поэтому приняли решение, что идем на выборы по-старому. До 2028 года будет переходный период, в случае необходимости мы перестроимся, но как это будет — перевыборы или другая форма — никто не знает».

Эксперт в сфере местного самоуправления, первый вице-спикер ЗСО Василий Гвоздев утверждает, что реформа назрела давно. По его словам, сельские депутаты неэффективны без реальных полномочий и становятся фикцией: «У них нет денег, приемных, возможностей представлять интересы граждан. Станет меньше депутатов — станет весомее мандат, это перерастет в качество». Кроме того, Гвоздев говорит, что жители сел вообще неохотно идут в депутаты — приходится уговаривать. По мнению парламентария, если Новоульяновск и Барышский район в этом году проведут выборы по-старому, то «будут как белые вороны».

Власть далека от народа

Президент Фонда общественных исследований «РАПИР» Дмитрий Травкин считает, что главное для власти в случае сокращения народных избранников — слышать людей и откликаться на их предложения. «Да, сэкономятся какие-то деньги, но важно другое. С людьми надо разговаривать. Им виднее, какой у них должен фонарь гореть и где. Для этого нужны общественные и не только институты, которые способны выполнять роль этого коммуникатора, потому что проблема отдаления власти от народа сегодня существует. Например, есть старосты, общественные палаты, ассоциация ТОС», — говорит Травкин.

С ним согласен Андрей Максимов из «Союза российских городов»: ограничение в коммуникациях — проблема. Эксперт предлагает сформировать на селе совещательный орган, куда может войти местный актив, чтобы иметь возможность общаться с местной администрацией: «Можно подумать о повышении роли старост, но оплачиваться такая работа должна на профессиональной основе, чтобы повысить статус». Еще одной сложностью, по мнению Максимова, является то, что расстояние между населением и властью в буквальном смысле увеличивается: «Нужно сделать так, чтобы людям не приходилось ехать к чиновникам за семь верст».

Экономии не случится

Бюджетная экономия при укрупнении муниципалитетов будет незначительной. По предварительным расчетам Андрея Максимова, весь фонд оплаты сотрудников поселений находится в пределах 0,2% консолидированного бюджета Ульяновской области (72,9 млрд рублей в 2022 году — прим.): «Значит, при 10%-ной оптимизации экономия составит не более 0,02% от областного бюджета, то есть не более 2 млн рублей — в пределах стоимости однокомнатной квартиры в новостройке Ульяновска».

По словам вице-губернатора Александра Коробко, сотрудники поселковых администраций не останутся без работы и будут переведены на районный уровень: «Кроме финансового блока, потому что сельского бюджета не будет. Они получают дотации из региональной казны, но денег на собственное содержание порой не хватает». Укрупнение приведет к тому, что поселения лишатся своих бюджетов и муниципальной собственности. А значит, ресурсы будут аккумулироваться в крупных центрах. Коробко утверждает, что согласно новой модели такая система управления будет более эффективной — из единого бюджета легче и быстрее помогать.

Первый вице-премьер областного правительства, курирующая сферу финансов, Марина Алексеева не ожидает значительной оптимизации управленческого состава в результате реформы - бюджетный эффект может быть минусовым. Она при этом считает, что в основе изменений должна лежать не финансовая выгода, а сохранение управленческих процессов и недопущение сбоев реализации государственных функций.

— Те человеческие ресурсы, которые задействованы на поселковом уровне, минимальны и исполняют больше социальную роль, роль координаторов, связующего звена. Поэтому потеря управляемости — очень щепетильный вопрос. На мой взгляд, это может привести к разрыву цепочки коммуникаций. Вместе с тем бюджетный эффект, который мы считали, для нас пока отрицательный. Одновременно я вижу и отдельные позитивные моменты: например, должно произойти финансовое выравнивание по доходным источникам, — поясняет Алексеева.

Дарья Косаринова