Адвокат Ирина Савельева опубликовала постановление суда о разрешении на её прослушку: оперативники ФСБ следят за ней с августа 2020 года. Это связано с делом об обмене муниципальной собственности, в котором Савельева представляет интересы вице-мэра Михаила Сычева. Силовики посчитали, что защитница может обладать сведениями о якобы преступной деятельности другого фигуранта этой истории — агента по недвижимости Ольги Колесниковой. Савельева считает происходящее абсурдом.
Напомним, по уголовному делу о мошенничестве при передаче муниципального имущества Симбирской епархии и последующем его обмене обвиняется группа из трех человек — замглавы Ульяновска Михаил Сычев, владелица ООО «Пран» Ольга Колесникова, которая занималась правовым сопровождением обмена недвижимости, и ныне покойный бизнесмен Сергей Кузнецов. Ирина Савельева защищает г-на Сычева.
В конце октября 2020 года она заявила о повышенном внимании к ней силовиков в связи с этим делом. Тогда адвокат жаловалась на необоснованные, как она считает, оперативно-розыскные действия в отношении неё, а также обыски у специалиста, привлеченного ею для работы над защитой вице-мэра. Савельева полагала, что оперативники прослушивали ее телефон и взломали электронную почту, и обратилась с жалобой на их действия в суд. В январе в отношении Савельевой возбудили уголовное дело о разглашении данных предварительного расследования. Сама она восприняла это как намерение вывести ее из дела Сычева.
Сегодня в истории появились новые подробности. Ирина Савельева смогла ознакомиться с постановлением суда о ее прослушке и выяснила, чем оперативники ее обосновали. ФСБ считала, что защитница может обладать сведениями о якобы преступной деятельности одной из обвиняемых по делу о муниципальном имуществе — Ольги Колесниковой. Ирина Савельева говорит, что она, разумеется, владела информацией о действиях Колесниковой с недвижимостью — это входит в ее адвокатское производство и необходимо, чтобы разобраться в деле и оказать качественную помощь доверителю. Данные эти составляют адвокатскую тайну. «Я не отрицаю, что обладаю сведениями о деятельности Колесниковой. А уж преступные они или нет — будет давать оценку суд», — подчеркивает г-жа Савельева.
Копии постановления о прослушке адвокат опубликовала на своей странице в социальной сети. В документах есть несколько нюансов: в них не указано, что Колесникова обвиняется в составе группы лиц, не сообщается, что Ирина Савельева защищает другого фигуранта по этому же делу. Адвокат предполагает, что суд намеренно ввели в заблуждение, но и сам суд, по всей видимости, не проверил наличие или отсутствие препятствий для подобных ОРМ.
В разговоре с 73online.ru Ирина Савельева назвала постановку её на прослушку абсурдной и не выдерживающей критики. «Ну давайте тогда поставим на прослушку Александра Паулова (адвоката Ольга Колесниковой - прим. ред.) и Елену Дубровину (адвоката Сергея Кузнецова — прим. ред.), потому что они обладают сведениями о деятельности Сычева! Люди обвиняются по одному эпизоду, в отношении одного и того же периода времени и объекта посягательства. Если следовать этой логике, то должна быть круговая постановка на прослушивание адвокатов по групповому делу», — говорит Савельева. За 20 лет работы она не сталкивалась с тем, чтобы силовики ставили адвоката на прослушку по подобным основаниям.
ФСБ получила разрешение фиксировать переговоры Савельевой с 31 августа 2020 года до начала марта 2021 года, то есть наблюдение ведется до сих пор. По словам защитницы, без решения о рассекречивании объект прослушки может никогда о ней не узнать. «То, что произошло со мной, лишь доказывает предположения, которые я озвучивала еще в ноябре — меня слушают. В суде оперативники и следователи отрицали это и говорили о том, что это мои догадки. Три месяца у меня ушло на то, чтобы дорваться до этого постановления, доказать, что прослушка была», — объясняет она. Информацию о том, кто конкретно обратился в суд за разрешением на ОРМ, адвокат скрыла.
Ирина Савельева надеется, что ей удастся сформировать новую судебную практику. По ее словам, федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности не совершенен. Прецедентная практика ЕСПЧ говорит о том, что в РФ отсутствуют эффективные правовые механизмы для обжалования подобного рода постановлений. Решение суда о проведении прослушки защитница намерена обжаловать до конца месяца.