В региональном минздраве, видимо, решили насовсем расстаться с «Госаптекой». Она создавалась в качестве альтернативы скандально известной «УльяновскФармации». 73online.ru выяснил, что функционал «Госаптеки» постепенно отдают другим организациям и участникам рынка. До конца 2022 года закупать льготные лекарства начнет новое казенное учреждение. Опрошенные эксперты видят в этом коррупционные риски и фактически легализацию «фармдела».

Закупки уводят за угол

В распоряжении редакции 73online.ru оказался интересный документ. Глава правительства Владимир Разумков решил создать ОГКУ «Ульяновский областной закупочный центр» и определил его главные цели. Учреждение должно повысить эффективность работы в сфере закупок товаров, услуг для нужд здравоохранения.

Учредителем выступает минздрав, которым руководит Олеся Колотик-Каменева. Закупочный центр замыкает на себе все госзакупки для больниц, самостоятельно разрабатывает типовые конкурсные документации, а также оценивает исполнение контрактов и договоров. Штатная численность сотрудников на этот год — 20 человек, в 2023 году коллектив увеличится до 30 работников. Персонал переходит из «Госаптеки» и Медицинского информационно-аналитического центра.

— Запуск закупочного центра состоится в первом квартале следующего года и не потребует выделения дополнительного финансирования. Министерством здравоохранения прорабатывается вопрос расположения организации, — сообщила 73online.ru Колотик-Каменева (на фото).

По ее словам, центр будет закупать лекарственные препараты, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания для лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими заболеваниями; вакцины для проведения профилактических прививок; автомобильный транспорт.

До сих пор аналогичные функции числились за ГУЗ «Госаптека», которое было создано в 2019 году взамен АО «УльяновскФармация» — некогда крупнейшей в регионе сети госаптек. Впоследствии акционерное общество обанкротилось, а руководство обвинили в особо крупном мошенничестве. АО, помимо отпуска препаратов, занималась закупками лекарств и медизделий для нужд учреждений здравоохранения.

— Централизованная закупка не была основной задачей «Госаптеки». Было лишь в планах централизовать ряд позиций на ее базе, но этого так и не случилось, — рассказывает анонимный источник, знакомый с ситуацией. — В итоге учреждение занималось закупкой, хранением, выдачей лекарственных препаратов для льготной категории граждан. Сейчас хранение аккуратно передают компании «своего» аптекаря Дмитрия Руцкого (ООО «Ульяновская областная фармация» — прим.) под предлогом отсутствия площадей. Он и будет заниматься медикаментами. А новый центр возьмет на себя закупку всего остального, сняв головную боль с главврачей.

Возглавит «темная лошадка»?

О том, что сотрудников «Госаптеки» предупредили о грядущих переменах, 73online.ru писал прежде. Часть коллектива, которым руководит Ирина Абаимова (на фото), переведут на работу в другое юридическое лицо.

Имя руководителя новой структуры до сих пор не называется. В минздраве не скрывают, что на должность директора закупочного центра рассматривается несколько кандидатур, однако публично их озвучить не готовы.

73online.ru выяснил, что в регион прибыл иногородний специалист — Илья Галахов из Санкт-Петербурга. С недавнего времени работает советником губернатора по здравоохранению на общественных началах, посещает совещания профильного ведомства, активно погружается в проблематику. Вице-премьер правительства Сергей Кучиц, курирующий сферу медицины, характеризует Галахова положительно, однако не вдается в детали возможного назначения. Между тем в коридорах власти говорят, что вопрос решен — Галахов сначала возглавит закупочный центр, затем, вероятно, сядет в кресло министра — Олеся Колотик-Каменева за полгода работы так и не избавилась от приставки «и.о.». Ее называют человеком обязательным, но осторожным и несамостоятельным, такие качества не позволят ей утвердиться на посту. Да и желания у Каменевой нет, рассказывают источники.

Есть риски коррупции

Опрошенные эксперты считают, что любая реформа сейчас приведет к удлинению сроков закупки. «Идея неплохая, если адекватно подходить к ценообразованию. С другой стороны, теперь все будет решаться в одной структуре и одним человеком, а не в каждом учреждении комиссией, отделом закупок и главным врачом. Если они сами будут определять поставщиков, то налицо лоббирование чьих-то интересов, а по сути — легализация фармдела (уголовное дело о хищениях при закупке медицинских изделий — прим.)», — говорит один из представителей отрасли.

С такой позицией категорически не согласны в минздраве:

— Лечебные учреждения, как и раньше, будут вести закупки самостоятельно, но с учётом механизма централизации данных процессов. Благодаря разработке типовой конкурсной документации и централизации закупок будет наработана единая стандартизированная база, что обеспечит максимально широкий круг поставщиков. Функции комиссии по эффективности закупок, а также функции внешнего контроля, в том числе УФАС, сохранятся в прежнем объёме. Поставщики, как и прежде, будут определяться по итогам открытого аукциона, что снижает уровень коррупционных рисков.

Однако сомнения в необходимости новой структуры небеспочвенны. Другой собеседник из структуры министерства не видит выгоды для самого населения и медучреждений — включение в закупочный процесс еще одного звена вряд ли позволит добиться перечисленных минздравом результатов и только затянет процесс. Если закупка лекарств будет проходить централизованно, все обязательства все равно остаются на заказчике. Закупочный центр лишь снимает функцию по определению поставщика, с которым один на один остается главврач. Каким образом центр сможет осуществлять своевременный контроль учета и расходования препаратов — тоже непонятно. Он не заключает контракт, и его работники не будут вместе с заказчиком принимать, учитывать и расходовать поставляемые товары, говорит источник 73online.ru.

Бывший министр здравоохранения, директор частной клиники «Семья» Павел Дегтярь считает, что рациональное зерно в централизации закупок есть — из-за малого объема потребностей каждой больницы и небольших лотов поставщики не выходят на торги. Но проблема заключается в том, что потребность будут определять сами заказчики (то есть главврачи), и пока не сформируется единый лот со всех ГУЗов — не будет объявлен конкурс, а это приведет к затягиванию сроков.

— Как ни назови эту организацию, она будет выполнять функцию посредника. Важно учитывать и финансовое состояние больниц, необходимо, чтобы они имели собственные лимиты. Крупные учреждения, где ситуация с кредиторской задолженностью получше, и так могут выставлять крупные лоты, конкурентно снижая цену. Но в нынешних условиях важно, чтобы все аукционы проводились своевременно, без задержек. Главный риск в том, что уже сейчас нужно объявлять конкурсы на 2023 год, чтобы ГУЗы имели запас прочности — лекарств и расходных материалов. Пока это не сделано. К тому же, если УФАС увидит признаки нарушений по одному из лотов, то будут приостановлены абсолютно все торги для всех больниц региона, что может тормозить закупки, — говорит Дегтярь.

Депутатов спросить забыли

Интересно, что вопрос создания закупочного центра не обсуждался с депутатским корпусом, парламентарии не получали документов об организации новой структуры. В минздраве это объясняют тем, что денег на функционирование новой структуры якобы не требуется, поэтому и спрашивать кого-то не за чем.

Врач-нефролог, депутат и член социального комитета ЗСО Юрия Супоня сказал, что ситуация вызывает опасения.

— Я не верю, что из бюджета не будет потрачено ни гроша! Все знают, что любая реорганизация требует денег. Опять все втихаря. Мне не нравится, что вопрос решается в обход депутатов, мы не знаем, как это будет работать. Конечно, есть опасения в возникновении коррупционных схем, но, думаю, в первое время будут действовать аккуратно — столько министров пересажали! Я сомневаюсь в эффективности работы закупочного центра, такой структуры никогда не было в регионе, — сказал парламентарий.

Дарья Косаринова