Прошел год с тех пор, как Дмитрий Вавилин стал главой Ульяновска (сменил Сергея Панчина в июне 2021 года в ранге и.о). Депутаты Гордумы на прошлой неделе приняли отчет градоначальника быстро и без острых вопросов —поэтому их задал 73online.ru. Вавилин прогулялся с журналистом по «Новому Венцу» и поделился, как намерен наращивать доходы города, насколько тарифы в общественном транспорте должны повыситься, почему ульяновские инвесторы выстроились в очередь для благоустройства пляжей и появится ли все-таки в Ульяновске крематорий. Также рассказал, почему город не платил «УльГЭС» за уличное освещение и будет ли мэрия требовать компенсацию по «монастырскому» делу.

Прошлись по бюджету

— Как за прошедший год изменились собственные дохода Ульяновска?

— Город сегодня, как и всегда, нуждается в большом финансировании. В целом доходы Ульяновска — порядка 16 млрд рублей, но всего 6 млрд мы зарабатываем сами, а 10 млрд — поддержка из областного и федерального бюджетов. Наша задача — увеличить долю собственных доходов. За прошлый год, я считаю, мы сработали очень неплохо. Доходная часть бюджета 2021 года больше, чем 2020-го, на 15% (плюс 800 млн). Это очень хорошие темпы, учитывая, что в предыдущие периоды рост составлял 3-3,5% максимум. На 2022 год, несмотря на пандемию и санкции, мы поставили задачу увеличить доходы на 10%. И наши планы реализуются. По итогам первых пяти месяцев мы заработали на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

— Как будете наращивать доходы дальше?

— Мы сделали основной упор на увеличение зарплат — буквально понуждаем работодателей повышать уровень оплаты труда своим работникам. Для нас это очень важно, потому что НДФЛ тоже будет увеличиваться, а это значит, у нас будут расти доходы. Благодаря этому сможем выполнить больший объем работ и по содержанию города, и по развитию здравоохранения, образования, сферы культуры. Все взаимосвязано. И пока, по дереву постучим, все идет так, как мы планировали. Помимо налогов, средства еще поступают с арендных платежей от использования муниципальной собственности, аренды за размещение нестационарных торговых объектов, за пользование муниципальными помещениями. Мы также занимаемся и администрированием платежей по использованию муниципального имущества, там тоже неплохие показатели по росту.

А вообще губернатор поставил задачу для нашей команды — к 2027 году удвоить бюджет. То есть за пять лет мы должны выйти на 30 млрд рублей.

— За счёт чего?

— Как я уже сказал, нужно существенное повышение зарплат в городе и регионе. У нас уровень оплаты труда очень сильно отстает от общероссийских показателей. Поэтому нам есть к чему стремиться. При этом большое количество денег находится в так называемом «сером обороте»: особенно строительный бизнес, рынок пассажирских перевозок. В этих секторах зарплата, как правило, выдается в конвертах, налоги многие не платят. Еще к таким областям относится рынок услуг, особенно косметических, все, что связано с ремонтом квартир по найму, с репетиторством, очень большой «серый» рынок сдачи жилья в аренду. Только порядка 5-7% помещений сдается официально, с соответствующей уплатой налогов. Поэтому однозначно проблема администрирования этих налогов есть.

Очень плотно работаем с налоговой службой. Региональным правительством заключено соглашение с Росфинмониторингом — большие федеральные структуры помогают нам, ведь у нас рычагов воздействия не так много. А налоговая вышла на совершенно иной уровень работы — у нее создана мощная информационная система. Также мы активно работаем с банками, чтобы сопоставлять доходы по категориям. Сравниваем обороты организаций по банковскому сервису с налоговым учетом. И вот в этих разницах находим деньги, которые скрываются.

Люди выбирают рублем

— Что будет с тарифами на проезд в общественном транспорте? Анонсировалось новое повышение.

— Вопрос с транспортом очень сложный, и все проблемы вытекают из экономики. Действительно, сегодня в Ульяновске тарифы на пассажирские перевозки одни из самых низких в стране. Но у нас и доходы населения ниже, чем среднероссийские. И здесь какого-то однозначного решения пока нет. Придется работать сразу по нескольким направлениям.

Первое — это тарифы. Перевозчики направляют нам на согласование документы, чтобы поднять ценник до 35 рублей. Хотим или не хотим, их придется повышать. На какую величину — пока ведутся переговоры. На мой взгляд, справедливая цена — 28 рублей. Поэтому, наверное, мы будем выходить на эту стоимость. Без повышения тарифа не обойтись, но только за счет повышения платы за проезд полностью изменить ситуацию невозможно, да и неправильно. Это значит, что мы все переложили на плечи жителей.

Вторая проблема — перевозчики недополучают деньги из-за того, что маршруты дублируют друг друга. Нам важно оптимизировать маршрутную сеть, чтобы по одному направлению не работало 3-4 маршрута. Через изменение сети и транспортной схемы мы рассчитываем пополнить бюджет перевозчиков, чтобы он стал более-менее прибыльным.

— Когда эти изменения произойдут?

— Они анонсировались неоднократно, но мы пересматриваем постепенно, по 1-2 маршрутам, чтобы не вызвать транспортного коллапса. Я против революции в транспорте. И против революции вообще в любой сфере, надо двигаться поступательно. И, конечно, нужно усиливать роль муниципального и областного транспорта. Сегодня доля ПАТП-1, который раньше был самым крупным государственным перевозчиком, составляет всего 7% от всех перевозок в городе. Это очень маленький показатель. Поэтому мы рассчитываем, что финансироваться предприятие будет из бюджетов двух уровней — областного и местного. ПАТП-1 и «Ульяновскэлектротранс» являются сдерживающим фактором в работе с частными перевозчиками. Ведь если не поднимаются тарифы на муниципальном транспорте, то и они не поднимают. Мы замечаем, что как только коммерческие перевозчики увеличивают плату, пассажиропоток в трамваях сразу увеличивается. Это значит, что люди выбирают рублем.

— Также перевозчики жалуются на нехватку водителей. Как решать эту проблему?

— Она действительно есть. И на мой взгляд, со стороны перевозчиков это тема номер один. Здесь выход вполне понятен — это увеличение зарплаты водителям. Не в «серую», как они сейчас зарабатывают, а чтобы была официальная нормальная хорошая зарплата на уровне 60-70 тысяч рублей. Это минимум, который водители должны получать. И для ПАТП-1 мы сейчас именно такую стратегию разрабатываем. Второе — нам на самом деле столько водителей, сколько есть сейчас, и не нужно. В Ульяновске пока преобладают автобусы малого и особо малого класса, а нам надо перейти на машины средней и большой вместимости. Тогда вместо трех газелей будет ехать один автобус — значит, не три водителя нужны, а только один.

— А интервал не увеличится из-за этого?

— В часы пик он не должен превышать 10 минут. Это прописано во всех наших стратегических документах. В межпиковое время интервал не должен быть дольше 15 минут. Это нормальные интервалы, которые практикуются во всем мире. Сейчас проблемы с интервалами из-за нарушения перевозчиками расписания движения, плюс слишком малая вместимость автобусов.

Инвесторы выстроились в очередь к пляжам

— Со стороны региональной власти звучала критика в адрес города по подготовке пляжей к началу купального сезона. В городе один официальный пляж и две перспективные для обустройства пляжей территории — в поселке Борьба и в парке 40-летия ВЛКСМ. Нашлись ли для них инвесторы? Сколько денег требуется?

— С инвесторами была проблема лишь потому, что все боялись истории развития городских пространств через взаимодействие с бизнесом. Всегда считалось, что эти объекты должны быть сугубо муниципальными. Моя позиция, да и всего мира, такова: только когда бизнес и государство работают совместно, получается хороший результат. Мы готовы предоставить эти участки для работы бизнеса, но они останутся в муниципальной собственности, мы ничего не продаем. А бизнес развивается, вкладывает деньги, зарабатывает, окупает свои затраты. Мы начали с небольшого пляжа — в поселке Борьба. Очень интересный проект представили, буквально со дня на день должны подписать инвестсоглашение. В течение трех лет понадобится порядка 60 млн рублей вложений.

Следующий проект, который находится в работе, это пляж в парке 40-летия ВЛКСМ. Но пока мы на стадии переговоров с инвесторами — здесь объем вложений порядка 400 млн рублей. Из-за такого значительного размера инвестиций будем пробовать другой механизм. Если в Борьбе мы хотим работать через аренду, то в парке прилегающий пляж будем развивать на основе концессии. Она лучше, на наш взгляд, защищает инвестора от каких-либо неприятных событий (если власть вдруг передумает).

По Центральному пляжу понадобится порядка 3 миллиардов рублей для развития территории. Потому что здесь, помимо самой пляжной зоны, и Приморский парк, и залив, и речной порт, рядом с которым в планах сделать яхт-клуб. Это позволит развить направление по парусному спорту и водно-моторным видам. При этом интерес у партнеров есть. Как только мы показали, что готовы передавать эти территории бизнесу под управление, сразу выстроилась очередь из желающих вложиться.

— Назовете имена конкретных инвесторов?

— Пока не буду озвучивать. По Борьбе и «40 лет ВЛКСМ» месяца через полтора сможем заявить их уже официально. Скажу только, что это все ульяновские инвесторы. Я больше чем уверен, что и на Центральный пляж найдем местный бизнес. У нас есть люди, которым интересны сферы услуг и туризма.

Но три пляжа для города — это очень мало. К тому же в этом году Свияжский пляж из-за реконструкции моста мы были вынуждены закрыть. Но у нас есть большие планы на эту территорию в дальнейшем. В следующем году, как только работы на мосту завершатся, мы сделаем очень большую и мощную площадку для скейтборинга, велосипедов. Всю набережную превратим в большую спортивную зону, чтобы там можно было проводить мероприятия, при этом пляж останется. На это придется потратить порядка 70 млн рублей. Мы планируем реализовать проект за счет федеральной программы по развитию массового спорта.

Городу нужен крематорий, а появится новое кладбище

— Почему заморожен проект строительства крематория на территории Архангельского кладбища? Какая ситуация с местами для захоронения?

— Проект не заморожен, а в стадии уточнения. Предыстория его неоднозначна. Я считаю, что крематорий нужен. Но не все религии поддерживают кремацию, поэтому мы приняли решение, что он не будет муниципальным. Минимальное вложение — порядка 300 млн рублей. Есть частный инвестор, который планировал реализовать проект. Он очень осторожно действует из-за высоких рисков — нет понимания, окупится он или нет.

Что касается Архангельского кладбища, то оно исчерпало свои ресурсы в тех границах, которые сегодня есть. Новые захоронения там проводятся по минимуму. Мы работаем с собственниками соседних земельных участков, чтобы увеличить границы кладбища. Буквально через неделю должны подписать документы. Так снимем проблему еще на 3-4 года. В Ишеевском кладбище места хватит на три года.

При этом мы работаем надо созданием абсолютно нового кладбища — между поселками Лесная долина и Отрада. Понадобится порядка 130 млн рублей. Зарезервирован большой участок, сопоставимый с Ишеевским кладбищем.

Вавилин исполняет свою мечту

— Как вы лично оцениваете проект по благоустройству улицы Федерации? Он вам нравится?

— Я сам и участвовал в нем! Он не просто так родился. Вы не представляете, сколько дискуссий было зимой в моем кабинете. И до споров, и до ругани доходило: как что должно выглядеть, где какие деревья должны быть и должны ли они быть вообще, какая плитка должна укладываться. Наверное, с десяток архитекторов поучаствовали в этой работе. Просто сейчас мы подошли к финишной части, которая видна всем.

Улица Федерации — это мечта моих последних 15 лет. Поэтому, когда вступал в должность, дал себе слово, что обязательно ее сделаю, причем одной из первых. Мы должны восстановить историческую справедливость, ведь это улица с богатой историей, там про каждое здание можно целый час рассказывать: кто его построил, как в нем жили, какие бизнесы раньше в нем были, мы же помним, что купцы, дворяне строили эти здания. Это очень-очень интересно. Кроме того, у улицы Федерации большой потенциал, потому что она интересна для туристов. Это однозначно точка роста для городского бюджета. Поэтому ничего страшного в этой реконструкции нет.

С инженерной точки зрения проект относительно прост, это вообще не тот вопрос, который нужно обсуждать. Да и весь бизнес согласен за свой счет привести в порядок все фасады зданий. К этому тоже давно было пора прийти.

— Почему эта тема встретила сопротивление внутри мэрии, со стороны депутатов и профильных чиновников правительства?

— А у кого? Я не ощутил этого. Да, были дискусии, но это нормально. Все за проект, но опасения есть только относительно того, что затянутся сроки, если будут проблемы с деньгами и материалами у подрядчиков, и мы уйдем в долгострой. Задача ответственная, а строительный сезон короткий. Но я не боюсь, мы успеем. В прошлом году при реконструкции улицы Ленина очень много шишек набили, так что этот опыт сегодня используем при реконструкции Федерации. Мы уже знаем, где и какие подводные камни есть.

Венские остановки греют мэра

— Что пошло не так с венскими остановками с подогревом на Ленина? Они ведь без отопления...

— Они работают! Я сам несколько раз за зиму передвигался на трамвае: отделение партии «Единая Россия» расположено на Ленина, и легче иногда сесть на трамвай и доехать. Когда я был на остановках, у них реально работал подогрев. Просто люди не понимают, в чем механизм. Думают, что она вся должна обогреваться. На самом деле на потолке есть два инфракрасных обогревателя. Каждый работает от электричества и направляет тепло вниз. И когда стоишь под этим обогревателем, реально теплее. Но не было задачи, чтобы, условно говоря, зимой на остановке не было снега, все растаяло и росли цветы. В апреле обогрев отключили, но зимой он работал.

Один за всех

— Когда в городе появится новый архитектор? Год назад мы об этом с вами уже говорили, но человека до сих пор нет. Насколько эта тема важна для вас? Кто сейчас следит за обликом Ульяновска?

— Глава города! Он отвечает за все. Если нет какого-то сотрудника или специалиста — это вопрос главы. Проблема в том, что хорошие и грамотные архитекторы — это абсолютно штучный товар. И они требуют хорошего уровня оплаты труда. Вот сегодня, на мой взгляд, это основной наш камень преткновения, потому что на муниципальной службе есть определенные ранги и мы не можем обеспечить главному архитектору зарплату в 200-250 тысяч рублей. Поэтому в ближайший месяц он у нас точно не появится... Но я надеюсь, что в течение осени мы его подберем. Работаем с Союзом архитекторов России, но пока не видим вот этого сплава мудрости, опыта, желания активно работать, еще и за умеренное вознаграждение.

Да будет свет!

— Много нареканий к освещению города в темное время. Прежде вы объясняли это нехваткой средств в бюджете, чтобы оплачивать электроэнергию. Как решается проблема? Сколько на эти цели тратится из бюджета?

— Это наша головная боль и недоработка — денег на полноценную работу уличного освещения действительно не хватает. Мы только на электроэнергию ежегодно тратим 200 млн рублей, причем вечером включаем освещение поздно, когда уже темно. А 30% светильников и вовсе не работают. Если при сегодняшней системе освещение работало бы как положено, у нас уходило бы до 350 млн рублей в год. Поэтому оставлять ситуацию как есть, нельзя.

Мы предлагаем заменить все светильники на современные светодиодные. Это сразу минимум в два раза сократит затраты на оплату электроэнергии. При полном режиме горения расходы составят всего 60 млн рублей по всему городу. Но потребуется серьезно вложиться на первоначальном этапе — свыше 140 млн. До нового года мы должны заменить 36 тысяч светильников, это 15 километров уличного освещения. Сельдинское шоссе полностью осветим. Также у нас активно развивается «Авиастар», а проспект Антонова весь темный.

Дешевые «Львята» с дорогим обвесом

— Расскажите, с чем связаны проблемы в обслуживании дорогостоящих трамваев «Львят»? Как ситуация разрешилась?

— Проблем с «Львятами» нет, есть проблемы между балансодержателем и лизингодателем, но это обычная история. «Львята» принадлежат лизинговой кампании (ГТЛК), пока мы не расплатимся за них. Просто возникло недопонимание между тем, что относится к гарантийному, а что — к текущему ремонту. Сейчас эти вопросы сняты. У нас были нарекания и претензии по двигателям и другим комплектующим, но производитель все быстро решил.

Проблема есть только одна: старые трамваи после ДТП довольно быстро выходили на линию — железный корпус выправлялся кувалдой. А вот на «Львятах» много пластикового обвеса. Мы же не выпустим трамвай на линию с разрушенной облицовкой. Так что нам необходимо создать резервный фонд с облицовкой, чтобы можно было после аварии трамваи оперативно выводить на линию. Часть уже закуплена. Но даже с учетом этого старые трамваи в затратах по годовому обслуживанию и содержанию обходится дороже, чем новый «Львенок», как минимум потому, что «Татра T3» требует в три раза больше электроэнергии, чтобы передвигаться.

Электричество мимо кассы

— Как развивается ситуация вокруг «УльГЭС» и уголовного дела, связанного с пропажей электричества? Что показал внутренний аудит?

— Точка по «УльГЭС» не поставлена, следствие еще ведется. Я уверен, что все виновные лица, кто занимался хищениями, кто попустительствовал этому, будут наказаны. У нас был внутренний аудит силами контрольно-ревизионного управления администрации, сейчас на проверку заходит еще и Счетная палата, контрольно-счетное управление городской Думы. Я думаю, до конца года эти проверки не закончатся. Внутренний аудит работает вместе со следствием, поэтому я не хотел бы сейчас разглашать никакую информацию.

Если говорить про предприятие, то уровень потерь, как мы понимаем — воровства, очень большой. Это 12-14% от всей его выручки, или около 300 млн рублей в год. Я не хотел бы сейчас все списывать именно на воровство. У нас очень много уличного освещения было запитано от «УльГЭС», минуя приборы учета. И город не платил за эту электроэнергию — все это становилось убытками предприятия. Только по одному мы порядка 38 млн рублей не доплатили.

— Как же устанавливались такие светильники?

— В рамках каких-либо программ, запускались в тестовом режиме и не ставились на баланс. Освещение есть, электроэнергия тратится, а платит за это «УльГЭС». Вот сейчас мы и создали специализированное учреждение — «Горсвет», которое занимается такими вопросами. Все всетильники будут пересчитаны и поставлены на баланс.

Сычев в СИЗО, мэрия — в ожидании

— «Монастырское» дело. Мэрия признана потерпевшей стороной при передаче муниципального имущества бизнесмену Сергею Кузнецову. Осужден Михаил Сычев, находится в СИЗО. Мэрия за это время предпринимала попытки вернуть имущество в казну?

— Давайте так: мэрия официально признала себя потерпевшей стороной. Но только суд может поставить точку во всех разбирательствах, домыслах, которые были вокруг этого дела. Как только у нас будет окончательная, вступившая в законную силу позиция, то мы, конечно же, вернемся к вопросу по имуществу. Пока дело находится в дальнейшей стадии рассмотрения из-за подачи апелляций. Так что мы ждем безоговорочного итога.

Частник залез в электросети МУПов

— По информации 73online.ru, cотрудники новой частной компании «Облэнерго» изучали электротехнические службы на городском «Водоканале». Сотрудники обеспокоены. Вы в курсе этого?

— Про компанию эту я большой информацией не обладаю. Сейчас очень существенно меняется законодательство в сфере управления энергообъектами, с каждым годом становясь все жестче. Задан тренд на укрупнение энергосетевого хозяйства. Это должны быть мощные структуры, оснащенные по последнему слову техники, чтобы снизить аварийность. На мой взгляд, эта компания создавалась как раз для поглощения более мелких. То, что она интересуется энергомощностью «Водоканала», не удивительно. Она такая не первая. Мы и сами уже смотрели на этот вопрос не один раз. Передавать или не передавать энергохозяйство вторым или третьим лицам мы пока не определились, и точки здесь нет. Возможно, стоит передать, если будут интересные предложения, в первую очередь, по инвестициям в это хозяйство — при условии, что оно останется муниципальным.

Комфортная новая команда

— За последний год, с учетом смены власти в регионе, в мэрии стало много иногородних специалистов, у вас появились приезжие заместители. Вам комфортно работать с этими людьми? Встречаете ли сопротивление с их стороны?

— С новой командой мне работать очень комфортно. Я себя чувствую в своей тарелке. Мы самостоятельные, все можем сделать сами, обладаем всеми компетенциями. Но свежий взгляд нужен. Да и цели у нас совпадают. Бывают разные мнения внутри команды, но это же и помогает прийти к наилучшему решению. Не скрываю, что новые члены городской команды, в том числе, рекомендованы со стороны команды губернатора. Со всеми выстроились очень деловые, профессиональные отношения. Город и регион должны хорошо взаимодействовать. Без области мы не сможем развить Ульяновск.

— Как вам в целом работается под началом губернатора Алексея Русских? Перечислите его сильные стороны.

— Буду краток: комфортно. Он очень хороший аналитик, чувствует все бюджетные процессы. Также его сильная сторона — серьезное взаимодействие с федеральными структурами.

Вавилин гуляет по городу и грезит о деревне

— Опишите подробно один день мэра Вавилина? Как он начинается, во сколько? А заканчивается?

— Начинается рабочий день в половине седьмого утра. В это время я получаю все сводки, что за сутки, за ночь произошло в городе. Где кто умер, где мусор убрали, где авария случилась. Завершаю работу в 21:00, по крайней мере, стараюсь это делать, чтобы немного побыть с семьей. В кабинете бываю, наверное, 10% от всего времени. В основном нахожусь на встречах, совещаниях, выездах на предприятия, обходе территорий, осмотре работ. Еще есть просто бесконечное количество бумаг, которые я должен подписывать. Правда, не всегда понимаю, почему именно я должен это делать, и другие лица вполне бы справились. Документооборот очень серьезный.

— Какой для вас идеальный выходной?

— Выезд в лес, на природу, прогулка. Зимой — на снегоходе, летом — квадроцикл. Охотой увлекаюсь. В основном отдых связан не с городом, а с природой, с лесом, с озером, с рекой. Я родился и вырос в деревне, поэтому она тянет обратно.

— Кто, по вашему мнению, хороший мэр? Кто может давать вам такую оценку?

— Тот, кто держит город в чистоте и порядке. Кто развивает его: должны строиться новые объекты, улучшаться транспорт. Также в городе должны быть мир и покой: это большая политическая работа, чтобы не было конфликтов между национальностями, элитами, различными сферами. Оценивать работу главы города могут жители, но по истечении какого-то времени. На мой взгляд, чтобы дать оценку человеку, который управляет таким большим хозяйством, нужно минимум 5 лет. Это тот срок, за который можно себя реализовать.

При участии Алены Хорьковой

Дарья Гордеева