С 1 декабря 2025 года в России меняется формула расчёта утилизационного сбора: впервые в неё включают мощность двигателя, а коэффициенты для ряда категорий увеличиваются в 2–4 раза. Это означает, что автомобили свыше 160 л.с. могут прибавить в цене от 150 до 600 тысяч рублей, а в особенно мощных и импортных сегментах — и больше. Генеральный директор ООО УК «Авторай» Андрей Чигиряев отмечает: повышение будет плавным, но неизбежным — и тем, кто присматривается к покупке, стоит учитывать «фактор 1 декабря» как реальную точку изменения цен.
Что именно меняется с 1 декабря
Главное нововведение — методика расчёта утилизационного сбора перестаёт опираться только на возраст и объём двигателя и начинает учитывать мощность (л.с.), тип силовой установки и другие технические параметры. Правительство утвердило базовую ставку и систему коэффициентов: итоговый платёж теперь рассчитывается как произведение базовой ставки и набора коэффициентов — по объёму, возрасту, типу двигателя и мощности. Для отдельных категорий (например, электротранспорта и гибридов) установлены свои правила. Юридически это оформлено постановлением, вступающим в силу 1 декабря.
Важный момент: для физических лиц, ввозящих авто мощностью до 160 л.с. для личного пользования, льготные коэффициенты сохраняются — именно поэтому более 80% парка в России остаются относительно «защищёнными» от резкого роста сбора. Для автомобилей мощнее 160 л.с. методика будет применять коммерческие тарифы, и именно в этом сегменте нагрузка на конечную цену может заметно увеличиться.
«Мы ожидаем роста стоимости автомобилей в тех сегментах, где сбор увеличится — это дальнейшее удорожание комплектаций с мощными двигателями. Но этот рост будет, скорее, постепенным: рынок любит стабильность, и резкие скачки — не в интересах ни дилеров, ни производителей. Тем не менее, советуем покупателям — не откладывать, кто планировал приобретать конкретную модель», — комментирует генеральный директор ООО УК «Авторай» Андрей Чигиряев.
Конкретные эффекты для сегментов рынка
- Автомобили с альтернативными силовыми установками (электрокары, гибриды)
Для этих категорий также вводятся обновлённые коэффициенты, но государственная политика остаётся стимулирующей: для электротранспорта ставки сохраняются минимальными или льготными, чтобы поддерживать спрос. У большинства популярных EV-моделей итоговый утильсбор меняется минимально или незначительно (до 5-10%). Это один из немногих сегментов, который проходит реформу практически безболезненно.
- Масс-маркет (до 160 л.с.) – влияние минимальное
Изменения почти не затронут автомобили мощностью до 160 л.с., если они приобретаются физическими лицами. Льготный коэффициент сохраняется, что позволяет удержать рост утильсбора в рамках 5-15%, а иногда – и вовсе оставить его на прежнем уровне. Это критически важно, потому что более 80% всех продаж в России приходится именно на этот сегмент. Если подорожание и произойдёт, то оно будет колебаться в пределах 10–40 тысяч рублей, а иногда – только в косметических корректировках цен из-за позиционирования.
-
Средний и премиум-сегмент (свыше 160 л.с.) — удар ощутимыйДля автомобилей мощнее 160 л.с. коэффициенты повышаются в разы, и итоговое увеличение утильсбора может составлять:
от 150 до 300 тыс. руб. для средних мощностей,
до 400 до 600 тыс. руб. для мощных кроссоверов и внедорожников.
В отдельных случаях для импортных моделей — рост может быть кратным, вплоть до 1 млн руб. и выше (по расчётам профильных изданий).
Почему это важно — факты и интерпретации

Фактически новое правило означает, что при растаможке или при ввозе автомобилей для коммерческих целей (юридических лиц, дилерских поставок и т.п.) машины с мощными моторами станут «дороже в пересчёте на утилизацию». При этом закон содержит переходные положения: изменения не затронут случаи, где сбор оплачен по старым правилам до их вступления в силу.
Аналитики и представители Минпромторга подчёркивают: для массовой части парка (до 160 л.с.) резких изменений, по сути, не ожидается — это сделано с оглядкой на доступность и социальную устойчивость рынка. Но премиум-класс и сегмент «мощных внедорожников» окажутся под повышенным давлением.
Что говорят эксперты — обоснование прогноза
Мнения в медиапространстве варьируются от «паникёров» до «успокоителей». Ряд экспертов указывает на возможный рост конечных цен на отдельные модели в диапазоне нескольких сотен тысяч рублей: эффект формируется не только самим сбором, но и реакцией игроков цепочки — корректировкой дилерских и логистических наценок и финансовых условий поставки. При этом отраслевые игроки отмечают, что производители и импортеры постараются сгладить всплеск за счёт акций и скидок на ближайший период, чтобы не потерять спрос.
Прогноз от практиков — «плавно, но действуйте»
Андрей Чигиряев даёт взвешенный прогноз: «Скорее всего, мы увидим постепенное повышение стоимости тех моделей, на которые новая методика повлияет сильнее. Для розницы удар будет мягче — благодаря сохранению льгот для физлиц и выгод от производителей. Но корпоративным покупателям и тем, кто целится на сегмент «мощные двигатели», откладывать покупку не стоит: ноябрь — последний месяц, когда можно поймать более выгодные условия».

Что делать покупателю прямо сейчас
— Если вы рассматриваете машину с мотором свыше 160 л.с. и планируете её ввоз или покупку у коммерческого продавца — есть смысл ускориться.
— Для тех, кто смотрит массовые модели до 160 л.с., паники не требуется, но разумно сравнить предложения и запланировать покупку заранее.
— Корпоративным покупателям имеет смысл заранее проработать лизинговые схемы и рассрочки — эти инструменты помогут сгладить повышение затрат.
«Мы рекомендуем клиентам не откладывать окончательное решение, если машина нужна в ближайшие месяцы. Наша практика показывает, что лучше воспользоваться текущими предложениями и программами – они позволят снизить общую нагрузку после корректировки сбора», — подчёркивает Андрей Чигиряев.
Эксперты АВТОРАЙ отмечают ещё одну важную деталь: спрос в краткосрочной перспективе будет простимулирован классическим «эффектом ожидания», который может поднять продажи в преддверии новых правил. Но дальше рост будет распределён по времени — пересмотр цен и позиций займет месяцы, а не дни.
Источник фото: пресс-служба ООО УК «Авторай»
Андрей Арсентьев










