Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день ребёнка, провозглашённый Организацией Объединённых Наций. Дата праздника выбрана не случайно: в этот день в 1989 году Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка, обязывающих все страны обеспечивать детям хорошую жизнь и счастливое детство.

Накануне праздника состоялась межрегиональная конференция «Детское благополучие в Ульяновской области. Проблемы и пути их решения». В мероприятии приняли участие эксперты Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Благотворительного Фонда Елены и Геннадия Тимченко, представители ведомств Ульяновской области.

О подходах к оценке качества жизни детей и имеющихся наработках поговорили с и.о. гендиректора АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области» Алёной Зотовой.

- Алёна Владимировна, расскажите, что понимается под «детским благополучием» и можно ли его как-то оценить?

- Сегодня забота о детях становится неотъемлемой частью государственной политики. По тому, насколько комфортно и хорошо ощущают себя дети, можно оценивать уровень развития общества в той или иной стране. За рубежом для оценки качества жизни детей используется комплексный показатель – Индекс детского благополучия. Он включает в себя анализ различных сфер жизнедеятельности ребёнка: состояние здоровья, безопасность, образование, материальное благополучие, уровень социализации, субъективное восприятие детьми собственного благополучия. То есть мы видим, что благополучие оценивается не только с точки зрения «покрытия» базовых потребностей детей, но и возможности их самореализации и всестороннего развития.

- А как обстоят дела с оценкой детского благополучия в России?

- На фоне непростой демографической ситуации, сложившейся в России, «детский вопрос» становится одной из главных политических повесток. В рамках Десятилетия детства, объявленного Президентом в 2017 году, группа российских экспертов приступила к работе над созданием прототипа индекса детского благополучия, который был бы «адаптирован» под российские реалии. Почему возникла необходимость разрабатывать собственный индекс? Во-первых, не все аспекты, характеризующие качество детства, можно измерить статистическими инструментами, а, следовательно, нужна вдумчивая и кропотливая работа по формированию системы данных. Во-вторых, далеко не все важные статистические показатели рассчитываются на уровне регионов и, тем более, муниципалитетов. И, наконец, в-третьих, соблюдая принцип «видеть за цифрами ребёнка» перед исследователями встаёт очередной вопрос – как оценить субъективное благополучие детей, их самоощущение? Самый очевидный ответ – опросить детей напрямую, обеспечивая им комфортную обстановку и соблюдая этическую составляющую. Реализацией такого подхода в рамках своих компетенций занимается Центр полевых исследований РАНХИГС.

- По России картина примерно ясна, а какая роль в оценке детского благополучия принадлежит Ульяновской области?

- В ноябре 2020 года, благодаря инициативе Благотворительного Фонда Елены и Геннадия Тимченко, Ульяновская область вошла в пятёрку пилотных регионов, оказывающих содействие в разработке методики оценки детского благополучия. В ходе совместной работы с Уполномоченным по правам ребёнка в Ульяновской области, Центром стратегических исследований проводился большой социологический опрос, который лёг в основу аналитического отчёта о положении детей в регионе. Исследование было направлено на изучение мнения родителей о благополучии своих детей и материального положения семей с детьми. Последний вопрос является, пожалуй, одним из самых наболевших.

- И насколько остро стоит вопрос детского благополучия в нашем регионе? Охарактеризуйте эту сферу?

- На сегодняшний день в Ульяновской области проживает более 226 тысяч ребятишек. Большая часть из них, а именно 76% - городские жители. Крайне актуален вопрос состояния здоровья детей. Последние несколько лет мы наблюдаем положительную динамику по показателю численности детей, родившихся больными или заболевшими в период новорождённости. По итогам 2020 года, количество таких деток составило более 3,6 тысяч, что почти вдвое меньше показателя пятилетней давности. Нужно отметить, что медицинская статистика характеризуется некоторыми ограничениями. Например, данные о состоянии здоровья детей подаются в основном государственными учреждениями, поэтому возможен «недоучёт» цифр, которыми располагают частные клиники.

Следующий насущный вопрос связан с уровнем жизни семей с детьми. Мы все понимаем, что именно эта категория населения является одной из самых уязвимых с точки зрения бедности. Именно поэтому в сложный пандемийный период государством был расширен перечень социальных выплат, направленных на поддержку семей. В рамках нацпроекта «Демография» количество получателей финансовой поддержки в Ульяновской области составило более 17 тысяч семей. Однако, несмотря на реализуемую политику, ситуация с материальным благополучием продолжает оставаться несколько напряжённой. Это подтверждают и статистические данные, и результаты проведённого нами исследования. Из трёх тысяч опрошенных жителей региона, имеющих детей в возрасте до 18 лет, более половины оценили материальное положение своей семьи как среднее, указав, что в случае необходимости могут позволить дорогие покупки. Четверть опрошенных отметили, что средств хватает на еду и одежду, ещё 9% сообщили, что с трудом приобретают даже товары первой необходимости. В таких условиях важен комплексный подход: не только разработка новых мер социальной политики, но в целом реализация курса по повышению уровня и качества жизни населения.

- Поделитесь своими дальнейшими планами по изучению «детского счастья»?

- Нашей исследовательской команде предстоит большая и, я уверена, интересная работа. Коллеги из РАНХИГС провели серьёзное социологическое исследование по восприятию детьми и родителями детского благополучия. Результаты своей работы они и презентовали на прошедшей 19 ноября конференции. Некоторые моменты хочется более детально разобрать, углубиться в них, так сказать, дойти до сути. Например, если ребёнок в ходе опроса указал, что чувствует себя небезопасно на улице, то почему? Что именно его пугает? И, самое главное, как мы можем дать ему ощущение комфорта и безопасности? Нам предстоит ответить ещё на многие вопросы и затем выработать комплекс показателей, с помощью которых можно было бы оценить качество жизни детей как на уровне региона, так и отдельно взятых муниципальных образований.

Дарья Косаринова