Наверное, каждый знает детские песни про пластилиновую ворону и коробку с карандашами, написанные известным композитором, поэтом и бардом Григорием Гладковым. Сейчас он гостит в Ульяновске и готовится к сольному концерту, который пройдет сегодня в 18.00 ДК «Губернаторский» в рамках межрегиональной конференции родительских объединений. За день до мероприятия Григорий Гладков гулял по Ульяновску, восхищался широтой Волги и даже успел побывать в региональном министерстве культуры. Корреспондент 73online.ru прошлась с артистом, а заодно взяла интервью. Гладков рассказал о знакомстве с Марией Прыскиной и Валентиной Леонтьевой, вспомнил, как устанавливал рекорд Гиннеса, и ответил на самый важный вопрос: кто же ему больше импонирует — Хрюша, Степашка или Филя.
— Бывали ли вы раньше в Ульяновске?
— Да. Я приезжал на замечательный фестиваль «От всей души», посвященный Валентине Леонтьевой. Я ее, естественно, знал, потому что сам 5 лет вел программу «Спокойной ночи, малыши». Она была гуру для нас! Одна из тех, кто начинал программу, создавал ее стиль. Я счастлив, что был здесь, потому что последние годы жизни она провела именно тут, в Ульяновске, у родной сестры. В рамках фестиваля у меня был спектакль в вашем кукольном театре, здесь я познакомился с вашей чудесной актрисой театра, замечательной девушкой Марией Прыскиной. Она, конечно, необыкновенная. Приезжал в Ульяновск еще и в советское время на фестиваль бардовской песни по приглашению детского писателя Ирека Гаматуллина. Наверное, еще были какие-то поездки, но эти две были самые яркие.
— Изменился город за это время?
— Да. Вся наша делегация отметила, что Ульяновск очень чистый город. Весь выметен. Ни бумажки, ни соринки.
— У вас есть любимая ваша песня?
— Песни как дети: их все любишь, просто у всех разная судьба. Одни становятся известными, а другие нет, но от этого они не менее любимые, потому что каждая рождается в определенный момент жизни. Вы знаете, я сделал анализ своего творчества и вдруг понял, что все веселые песни я сочинял в грустные моменты жизни. Есть две формы поведения для выхода из депрессии (у меня ее нет). Когда в жизни что-то плохо, то первая реакция у людей — переживать, страдать, слушать грустную музыку. А есть другая форма, как моя, когда ты преодолеваешь грусть и печаль чем-то веселым. Впервые у меня такое произошло, когда в моей жизни случилась неудачная любовь. Тогда я не стал плакать или страдать, а слушал веселые песни Высоцкого, сочинял. Перпендикуляр такой устроил. И у меня получились «Коробка с карандашами», «Пой, Вася», смешная песня про эскимоса.
— Вы часто говорите, что для того, чтобы сочинять детские песни, нужно в душе быть ребёнком…
— Взрослый, который ведет себя, как ребенок — звучит двояко. Это прибабахнутые больше. Надо достойно входить в свой возраст. Мне очень понравилась одна фраза: гордитесь своей старостью, немногим удалось получить этот дар. Но вместе с тем в душе надо оставаться ребенком, чтобы не исчезало детское ощущение счастья. Иначе тебя сразу потянет в начальники, в диктаторы. Детские стихи, песенки, мультфильмы взрослые дяди и тети сочиняют больше для себя, чтобы оставить в себе состояние счастья и радости. Потому что жалко расставаться с этим ощущением из детства, когда ты просыпался счастливым и засыпал счастливым с грязными ногами.
— Сложно сохранять баланс между внутренним ребенком и взрослым?
— Знаете, когда звучит слово «баланс», это уже математика. Так не годится. Я не знаю. Мне, наверное, удается. Я вроде и серьезный человек: два института окончил, училище — и в то же время в шляпе хожу до сих пор. А в одном кафе Питера вообще босиком выступал: там был юбилей диско, а «Битлз» через Abbey Road шли босиком. Поэтому баланс сохранился. Люди считают меня серьезным человеком, звание профессора дают. И в то же время я могу и дурака повалять.
— Кем хотели стать в детстве?
— Я как-то уже отвечал на такой вопрос, что-то сочинял там. Честно сейчас признаюсь: я не знаю, кем хотел стать.
— Вы вошли в российскую книгу Гиннеса как рекордсмен по количеству выпущенных альбомов с детскими песнями…
— Да, это был смешной случай. Ко мне обратился Олег Горюнов из Казани. Он получил лицензию на выпуск книги Гиннеса в России и отдельно выпускали наши рекорды. Он предложил мне установить достижение, причем все должно было проходить публично. И вот, Дворец молодежи. В этот день устанавливалось 4 рекорда: самая длинная коса, самый большой валик, которым стены красят, и был мальчик, который отжался 100 раз. Потом на сцену выкатили меня с дисками. Звучало это так: за издание самого большого количества компакт-дисков, кассет и пластинок с детскими песнями.
— Никто не побил ваш рекорд?
— Я думаю, нет. Если честно, детский жанр умирает. Хотя я сейчас много работаю на радио и могу сказать, что много чудесных детских песен сочиняют женщины, молодые мамы. А для парней это немодно, что ли... Говорят, что 70% браков сейчас распадаются. Мальчик растут эгоистами, их не учат в семье, как любить, бегают вокруг них. Поэтому какие тут детские песни.
— А какие у вас отношения с отцом были?
— Замечательные. Единственный [негативный] момент помню — как он мне гитару разбил. Я учиться стал не очень, он вспылил. А так у нас были очень сердечные, теплые отношения и с мамой, и с отцом.
— Вы приехали на родительскую конференцию. Вам самому близка семейная тема?
— Конечно. Одна из моих самых удачных песен называется «Семья». На стихи Лены Плотниковой, дочери Ильи Резника.
— А где ваша знаменитая шляпа?
— В гостинице. Я по улицам в ней не хожу.
— Расскажите историю вашего образа?
— Сначала мне нравились шляпы, потому что в них художники ходили. Я любил рисовать, у меня есть несколько удачных песен на эту тему. Например, «Если видишь на картине». Потом, я увлекся кантри-музыкой, потому что все каникулы в детстве проводил в деревне. Когда приезжал в город, меня даже обзывали «деревней», травма детская была. А для меня деревня раем казалась. Дядя мой там жил, школьный учитель по математике Иван Григорьевич Гладков. Так вот, я узнал, что в Америке есть кантри-музыка, когда они в клетчатых рубашках, шляпах, на конях, такие красивые. Я увлекся этим и начал изучать. А третья история со шляпой случилась, когда я снимался в одной из программ, может, это даже была «Спокойной ночи, малыши». Мне сказали, что надо быть в шляпе, потому что в ней я похож на сказочника. И еще я заметил, что шляпа романтизирует образ мужчины. Я очень много путешествую по стране и отметил, что девушки у нас везде красивые, а парни нет. Есть момент вырождения мужчины, но если надеть шляпу на любого — сразу мачо. А девушку романтизирует платок: если она его надевает, зарывает плечи, то это все! Это неотразимо!
Фестиваль имени Леонтьевой, 2017 год
— Сколько у вас в коллекции шляп?
— Я к коллекционированию отношусь плохо. Это один из видов сумасшествия. Поэтому я специально их не собираю. У меня, наверное, их штук 5. Белая, черная. Одну подарили фермеры в Америке, но она, правда, ушла Николаю Николаевичу Дроздову. Меня пригласили написать цикл песен для «В мире животных» и спеть, я попросил сделать это вдвоем. И вот эта фермерская шляпа ему очень шла.
— Что вы с собой возите на гастроли?
— Казу (музыкальный инструмент), на котором я играю в мультфильме «Падал прошлогодний снег». Книгу стихов какую-нибудь, на которые я сочиняю песни. Сейчас у меня в сумке книга Ольги Никишиной и стихи Михалкова, очки, чтобы читать. Зарядное устройство обязательно. Гитару сейчас не вожу, потому что в самолет не пускают, а в багажном отсеке минус 50. Поэтому у меня в райдере прописана гитара.
— Вы сказали, что у вас с отцом были замечательные отношения. А у вас с детьми?
— Стараюсь никогда не ругать, хвалить больше. Я сторонник этого, потому что жизнь потом ударит. Чтобы они знали, что в детстве их очень любили. Конфликтные ситуации надо решать с юмором, он гасит все. Даже когда человеку страшно, нужно сразу вспоминать смешное! Только появляется юмор — и страх исчезает.
— Как ваши дети относились к вашей популярности?
— Знаете, я скрывал всегда эту информацию. Когда звучала музыка, они не знали, что она моя, я говорил об этом только потом.
— Когда вы поняли, что стали знаменитым?
— После выхода мультфильма «Пластилиновая ворона». Я даже не образно проснулся знаменитым, а реально. Точнее, мы все, кто делал этот мультфильм: Александр Татарский, Игорь Ковалев. Кстати, я вчера вдруг обнаружил, что мультфильму 40 лет в этом году. Он вышел в 1981-м.
Замминистра культуры Ульяновской области Алена Корчагина подарила артисту книгу про Ивана Гончарова
— У вас в этот момент появилось что-то похожее на звездную болезнь?
— Вы знаете, нет. Потому что у меня мама педагог, я был правильно воспитан. И потом, это произошло, когда мне исполнилось 26-27 лет, я уже был взрослый, видел, как это ломает.
— Вы бывали в Америке…
— Я почетный житель двух городов — Дефианс (штат Огайо) и Шарлотсвилл (штат Вирджиния). Меня пригласил выступить с ним на концертах известный американский музыкант Джон МакКатчен, он обладатель двух «Грэмми». А потом я пригласил его в Россию. Мы сняли с ним фильм.
— Почему не остались в Америке?
— Сто раз мог остаться, но один американец сказал замечательные слова, что судьба это bridge (пер. "мост"), когда ты можешь перемещаться в различных культурах. Если бы остался там, я бы сейчас был в городе Ричмонд — и чего бы я делал? А сейчас я в Ульяновске. Прекрасно же! Сижу здесь, наслаждаюсь великолепной погодой, историей, а мог бы все это потерять. По мне, чувство патриотизма оно интимное, как вера в Бога. И молодые, если хотят, пусть едут учиться куда угодно, но если они возвратятся в место, откуда они родом, то круг замкнется, человек будет счастливым. Съездите, посмотрите мир. Многие тут же с радостью вернутся и будут ценить Родину, как человек, попавший в больницу, — здоровье.
— Вы, кстати, переболели коронавирусом?
— Нет, у меня сильный иммунитет.
— В начале нашей встречи вы сказали, что в 30 лет переживали, мол, поете детские песни, а у самого детей нет. Это правда?
- Ну как переживал... Женщины переживают сильно, а мужчины особо, честно говоря, и не волнуются. Как пойдет. Но мысль была такая. Вокруг же столько красавиц, столько детей в каждом городе может быть (шутит). Но я не мог направо и налево гулять, воспитание не позволяло. Хотя Жванецкий сказал, что одно неосторожное движение — и ты отец (улыбается).
— У вас много поклонниц было?
— Конечно, а как вы думаете. Сейчас вот смотрю на фотографии свои и думаю: а что я в кино не снимался? Володя Вишневский мне сказал: «Гриш, ты должен был в кино сниматься в юности постоянно». Хотя раньше я себя недооценивал. Сейчас смотрю и удивляюсь, каким я был. Спустя много лет мне признаются, что были влюблены в меня, а раньше вот не рассказывали. Девушки у нас скромного воспитания, сами первые не походили никогда.
— А вы сами когда-нибудь влюблялись в свою поклонницу? Может быть, у вас была какая-то романтическая история?
— Знаете, поклонницы, которые имеют доступ к телу, они, как правило, сумасшедшие. Я держался подальше от них (шутит). Например, моя жена даже не знала, кто я. Ей было глубоко плевать на мою профессию. Хотя у нее абсолютный слух и она играет, но ей вся эта моя музыкальная область, домузыкальная, актерская глубоко до лампочки.
— И очень важный вопрос: кто вам больше всего нравится — Хрюша, Степашка или Филя?
— Филя, конечно. Потому, что он собака, а я их люблю, подбираю всегда. Я был счастлив, когда меня пригласили написать музыку для телепередачи «Догшоу: я и моя собака».
Анастасия Турович