На комитете ЖКХ РИЦ представил депутатам Заксобрания свою новую услугу для ресурсников — взыскивать долги в досудебном порядке с помощью письменных рассылок и звонков из колл-центра. За это — плата от 1 до 20% от суммы в зависимости от срока долговых обязательств. Парламентариям идея понравилась, но размер платы и эффективность такого подхода пока вызывает вопросы.

Перед заседанием депутаты успели обсудить отмену ремонта зала заседаний Заксобрания. "Зал нормальный, можно было отказаться в пользу ремонта 4-5 этажа", — сказал Владимир Камеко. "А зачем размещали вообще [аукион]? Чтоб потом снимать?", — недоумевал Матвей Володарский. В это время представители министерства ЖКК перебирали бумаги: "Это Шмыревский или Носковский лизинг?", — переговаривались между собой замы министра, обсуждая Облводоканал и Корпорацию развития коммунального комплекса.

Первыми должны были выступать представители расчетно-информационного центра. На заседание пришли гендиректор ООО "РИЦ-Регион" Сергей Гигирев и председатель совета директоров ООО "РИЦ-Ульяновск" Максим Гейко. Однако Гигирев за все время не произнес ни слова, и на все вопросы отвечал его коллега. Он вынес на суд депутатов новую идею по взысканию долгов с населения.

Сергей Гигирев и Максим Гейко (справа)

Гейко заявил, что в пандемийный год остро стоит необходимость снижения дебиторской задолженности в ЖКХ, однако практика взыскания долгов через суд себя исчерпала. Тысячи заявлений лежат в судах месяцами, после чего отправляются приставам, и сверху на долговые обязательства накладывается еще 10-15% от суммы. В РИЦ, основываясь на опыте других регионов, решили, что досудебная практика гораздо эффективнее.

— Речь не о коллекторской работе, чем занимаются в банках и микрофинансовых организациях. Задача ресурсоснабжающей организации — постоянно напоминать должнику, что у него есть просрочка, ежемесячно присылать соответствующие документы. Дальше в работу включается колл-центр, сотрудники вникают в ситуацию, из-за которой произошла задолженность. Если это малообеспеченный человек, то можно наладить контакт с органами соцзащиты. Если это разовый случай, то сделать рассрочку платежа, — объяснил Гейко.

Начать решили с регионального Фонда капремонта. По словам главы совета директоров "РИЦ-Ульяновск", предыдущий руководитель (Аксана Порватова - прим. ред.) предоставила не всю информацию: долги по общему котлу регоператора были смешаны с долгами владельцев спецсчетов. Сейчас, уверяет Гейко, все списки выверены — по Ульяновску подписано и разослано 5100 долговых документов на общую сумму 51,7 млн рублей. Общая сумма долга потребителей за капитальный ремонт по всему региону — 4,7 млрд рублей, и ежегодно она растет на 300 млн.

— У нас уже работает колл-центр, людям нравится предложение о рассрочке. Видим позитивный отклик. В начале ноября то же самое мы проведем по всем оставшимся муниципальным образованиям региона, разошлем такие же долговые документы. Надеемся, что к концу года повысится собираемость по Фонду капремонта, — заявил Максим Гейко.

Депутаты поинтересовались, за чей счет будет оказываться такая услуга. Гейко ответил, что будет взиматься определенный процент, но с уже оплаченного долга. Если он висел меньше года, то 1% с возвращенной суммы, если больше года — 20% для коммерческих организаций и 10% для бюджетных.

— Долги свыше года очень тяжело взыскиваются. В целом у ресурсоснабжающих организаций собираемость составляет порядка 97%. И большая часть оставшихся 3% — это как раз затянувшиеся долговые обязательства, — пояснил представитель "РИЦ-Ульяновск".

Газовик Владимир Камеко сказал, что идея в целом правильная, ведь держать в каждой ресурсоснабжающей организации свой юридический отдел для судебной работы крайне накладно, и выгоднее отдать работу по взысканию на аутсорс. Володарский отметил, что Фонд капремонта ведет слабую самостоятельную работу по взысканию долгов с населения.

Не все депутаты были удовлетворены докладом об эффективности новой инициативы РИЦ, парламентарии попросили в следующем месяце на заседании комитета представить более детальные результаты о проделанной работе и ее результатах. Руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ, член Общественной палаты Ульяновской области Руслан Хайров предложил изучить рынок похожих услуг по досудебному взысканию, чтобы сравнить ценовые предложения и выбрать наиболее выгодный для всех компаний вариант.

Также на заседании рассмотрели проблемы и самого Фонда капитального ремонта. И.о. директора регионального оператора Денис Бычков пожаловался, что спецсчета являются помехой для полноценной работы организации. По его словам, жители сначала пользуются правом уйти из общего котла на спецсчета для самостоятельного накопления денег на капитальный ремонт, а после, когда понимают, что не могут должным образом организовать ремонт, возвращаются в Фонд.

Замминистра ЖКХ Дмитрий Куварин (крайний слева), Денис Бычков (крайний справа)

— Собственники не знают уровня трудностей, оплачивают из денег на капитальный ремонт работы по текущему, что считается нарушением законодательства, нанимают плохих подрядчиков, тратят завышенный объем средств. По нашим подсчетам, переплачивают за работы от 30 до 50%, — сетует Бычков.

Он предложил рассмотреть возможность полностью лишить людей вариантов нецелевого расходования денег со спецсчетов, потому что они якобы сначала тратят средства по спецсчету, а потом, когда их перестает хватать, возвращаются в общий котел. "К сожалению, совсем запретить людям переходить на спецсчета нельзя", — вздохнул Бычков.

"То, что люди не знают региональную программу или еще какие-то нюансы — это ваша вина! — возразил глава комитета Андрей Седов. — Реальные факты возвращения со спецсчетов есть? Сколько их?". На этот вопрос Бычков ответить не смог. Володарский усомнился, что такие случаи действительно бывают.

Камеко спросил, как 23 сотрудника Фонда, из которых пятеро — члены управленческого состава, могут отслеживать качество выполненных работ в домах (сейчас заключено порядка 350 договоров на ремонт крыш, фасадов, инженерных сетей). Бычков ответил, что регоператорам в России по закону контролировать ход выполнения работ подрядчиками нельзя, но за объектами закреплены кураторы от них.

Камеко предложил к контролю капитального ремонта привлечь жилинспекцию: "Население не платит, потому что не видит отдачи за услугу".

Начальник управления по благоустройству Ульяновска Александр Ермаков рассказал, что для исключения некачественного ремонта дворов на следующий год были изменены типовые контракты. Если ранее срок исполнения ставился примерно на сентябрь, то теперь дату сдачи объекта установят на 1 июля. Также не по всем контрактам срок завершения должен быть одинаковым (если в нем сразу несколько объектов), чтобы подрядчик мог распределять силы, а город — в случае нарушений применять штрафные санкции раньше окончания строительного сезона.

— Команда МБУ "Стройзаказчик" обновляется, сейчас к нам пришел Александр Хаджибаев (с сентября 2021 года стал начальником предприятия - прим. ред.). Мы провели анализ, установили, что в прошлом году претензионно-исковая работа практически не велась, поэтому сейчас мы занялись исковыми заявлениями к подрядчикам, — сказал глава профильного управления мэрии.

Спросили парламентарии Ермакова и о том, как мэрия занимается расчисткой серых зон в городе. Начальник управления доложил, что у города на охват всех территорий не хватает ресурсов. Листья разгребают только на магистралях и внутриквартальных проездах, там, где есть ливневки, чтобы они не забивались. "Не берусь сказать, что у нас все хорошо", — признался Ермаков.

Депутаты рекомендовали больше внимания в благоустройстве уделить не только центру города, но и другим районам, а также контролю подрядчиков. Парламентарии уверены — мэрия закрывает глаза на множество нарушений при ремонте.

Дарья Гордеева