С 1 апреля вступят в силу изменения в правила проведения экзаменов на получение водительских прав. Ключевое нововведение — в объединении так называемых "площадки" и "города". Теперь все упражнения на первоначальные навыки вождения будут проверяться сразу на дорогах. Глава Госавтоинспекции Михаил Черников ранее объяснял это желанием уделить больше внимания навыкам вождения в реальной обстановке.

— Проверяемые в настоящее время на закрытой площадке навыки по парковке транспортного средства, развороту в ограниченном пространстве и началу движения на подъеме адаптированы для их проверки в условиях дорожного движения, — пояснили в региональном УМВД.

Проведение экзаменов на заранее определенных маршрутах теперь тоже исключается. Экзаменационные маршруты будут представлять собой перечень дорог и территорий, на которых проводятся практические экзамены, что позволит исключить возможность их заучивания.

Эти правила коснутся кандидатов в водители легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов и составов транспортных средств; практический экзамен на мототранспортных средствах будет проводиться в целом на прежних условиях.

Изменения также внесены в перечень ошибок и нарушений, за которые, как и прежде, предусматривается выставление штрафных баллов. Ошибки и нарушения разделены на подгруппы по одному, двум или трем штрафным баллам в зависимости от степени влияния на безопасность движения. При этом грубые ошибки, при совершении которых экзамен завершится сразу, вынесены в отдельный блок. Например, основанием для прекращения проведения практического экзамена станет ситуация, когда кандидат не пристегнет ремень безопасности или будет использовать во время движения телефон.

Для получения положительной оценки кандидату в водители необходимо продемонстрировать навыки безопасного управления транспортным средством в условиях реальной дорожной обстановки, набрав при этом, как и ранее, менее 5 штрафных баллов.

Еще одним принципиальным нововведением станет возможность присутствия наблюдателей в автомобиле при проведении экзамена. В качестве таковых могут выступить, например, другие кандидаты в водители, ожидающие своей очереди на экзамен, представители общественных организаций, автошкол.

Напомним, на этапе общественных слушаний эксперты с сомнением относились к объединению "площадки" и "города". Так, президент некоммерческого партнерства "Содействие развитию автошкол Заволжского района", гендиректор автошколы "Крылья" Алексей Игнатьев комментировал 73online.ru, что выполнение заданий "площадки" в городских условиях повысит аварийность, при этом непонятно, кто будет нести за это материальную ответственность — например, если при выполнении упражнения "параллельная парковка" курсант заденет чужие автомобили. Это может привести к повышению стоимости обучения – автошколы будут закладывать свои риски в цену. Председатель Союза автошкол и транспортных организаций Ульяновской области, директор учебного комбината "Ульяновскавтотранс" Сергей Карпенко отмечал, что вместе с изменениями в порядке сдачи экзамена нужно менять и методику обучения.

Андрей Семёнов