25 лет назад началась первая чеченская война. Участие в тех боевых действиях принимали и подразделения Ульяновской 104-й воздушно-десантной дивизии, которой командовал генерал-майор Вадим Орлов.

Двадцать пять лет назад, 11 декабря 1994 года, президент России Борис Ельцин подписал указ "О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной деятельности на территории Чеченской республики". Началась почти двухлетняя война, которую официально называли операцией по восстановлению конституционного порядка. В Чечню отправились и подразделения Ульяновской 104-й воздушно-десантной дивизии.

– Мы этого приказа ждали, неожиданностью он не был, – говорит тогдашний командир дивизии Вадим Орлов. – Беспорядки, которые творились в Москве, на границе, ограбления поездов – все это до нас доходило. По сигналу мы поднялись, за час дошли до аэродрома, за полчаса загрузились в "Илы" и "Русланы" – и через пять часов были в Моздоке. Дивизия была готова к таким кампаниям – и технически, и морально. Вместо того, чтобы уволиться, со мной на войну отправился весь призыв дембелей.

Российские власти думали, что кампания и захват столицы Чечни будет быстрым. Тогдашний министр обороны Павел Грачев заявлял, что возьмет Грозный за два часа силами одного парашютно-десантного полка.

– Это так политики думали. А мы к тому времени знали, что кампания надолго. Кроме того, по приказу Ельцина вся грозненская мотострелковая дивизия была передана Джохару Дудаеву. Мы знали, что у них есть и танки, и "Грады", и 40 тысяч автоматов, и три тысячи снайперских винтовок. Поэтому на легкий штурм не надеялись и настраивались на затяжную войну. Слова Грачева про взятие Грозного были сказаны до передачи чеченцам дивизии. Кроме того, люди Дудаева обучались буквально со школы: бросали боевые гранаты и стреляли со всех видов оружия, готовились к этой войне. Это был очень сильный противник, – рассказывает Вадим Орлов.

После высадки в Моздоке военнослужащие под командованием Орлова совершили 170-километровый марш, разгромили батальон под Аргуном. А 28 декабря, находясь в Ханкале, командир дивизии получил устный приказ на штурм Грозного. Такое решение приняли двумя днями ранее на заседании Совета безопасности РФ. Взять город планировали в ночь на 1 января. Но Вадим Орлов отказался участвовать без письменного приказа.

– Без него русские не штурмуют и не берут города. Кроме того, операция не была продумана, я не хотел терять людей - со мной было 150 ульяновских ребят. Они считают, что я их спас. А я - нет. Был бы письменный приказ, я бы его выполнил, но некоторые начальники предпочли спрятать голову в песок. Я отказался идти и написал рапорт об увольнении, в котором указал, что нет взаимодействия между подразделениями, нет управления – согласно боевому уставу, так не воюют! А дальше был кровавый новогодний штурм.

К утру 1 января российские войска так и не смогли взять Грозный. По данным Генштаба, с 31 декабря 1994-го по 1 января 1995 года погибли 1426 человек, были ранены 4630 военнослужащих, 96 солдат и офицеров оказались в плену у незаконных вооруженных формирований, более 500 пропали без вести.

Орлов считает, что тот штурм, как и вся кампания, были плохо организованы.

– Никто не ожидал, что будет приказ Ельцина брать город танками. По общевойсковому уставу, в город танки не входят, а обходят его, окружают, а берет город пехота. Не надо было штурмовать танками и рассчитывать взять Грозный за сутки. Это как в годы Великой Отечественной, должна была быть операция на месяц-два, надо было готовить личный состав. Но, к сожалению, многие большие начальники самоустранились. После штурма меня вызвали и сказали, чтобы я молчал, что отказался [идти на штурм]. А дальше развивались уличные бои, которые шли с переменным успехом, – рассказывает Орлов.

В Ульяновске, между тем, дивизия готовила к отправке новые группы военнослужащих.

– Первая чеченская кампания длилась два года. От дивизии участвовал сводный полк. Личный состав надо было менять через три месяца, то есть нужно было откатать всю дивизию и дать бойцам отдохнуть и подготовиться, пройти реабилитацию. Личный состав эшелонами шел в Чечню, - объясняет Орлов.

104-я дивизия едет в Чеченскую республику, погрузка техники и личного состава. Поселок Чердаклы, 20 мая 1996 года. Фотографии предоставлены Владимиром Ламзиным

Первая чеченская война завершилась в августе 1996 года. По словам Вадима Орлова, в ней погибли 86 ульяновских десантников.

- На территории дивизии установлен памятник в виде военно-транспортного самолета. В нем, как в органе, 86 труб разной длины и диаметра, по числу душ. Все люди разные, и ни одна труба не должна была повторяться, - говорит генерал-майор.

Потери федеральных сил в первой чеченской кампании составили 5042 погибших, 690 пропали без вести, почти 18 тысяч пострадали. Потери незаконных вооружённых формирований составили более 17 тысяч человек.

Справка 73online.ru:

Вадим Орлов (родился 17 июля 1953 года, Нижнеудинск, Иркутская область, РСФСР, СССР) — генерал-майор, командир 104-й гвардейской воздушно-десантной дивизии (1993—1998) и первый командир 31-й гвардейской отдельной воздушно-десантной бригады (1998—2000). Командовал десантно-штурмовым батальоном в Афганистане (1982—1983), направлялся в горячие точки: Баку, Вильнюс, Абхазия, Карабах, Сумгаит, Дагестан, а также в Югославию; в Чечне командовал сводным полком.

Андрей Семенов

Фото Вадима Орлова: ulpravda.ru