Из-за пандемии в апреле и мае 2020-го отели столкнулись с минимальным уровнем загрузки в 5-10%. Во втором полугодии ситуация стала выравниваться, но постояльцев все равно не досчитались: по данным Росстата, за январь - сентябрь услугами гостиниц Ульяновской области воспользовались 284 тысячи человек — 73% от уровня прошлого года. 73online.ru поговорил с генеральным директором гостиничного комплекса Radisson Ulyanovsk Алексеем Стешиным. Несмотря на сложное для отрасли время, компания вложилась в открытие самого крупного в Приволжье конгресс-центра. Инвестиции составят 470 млн рублей. Стешин рассказал, как появление объекта повлияет на гостиничный рынок города и за счет чего отелю удалось выжить в пандемию.

— Очевидно, что 2020 год оказался для гостиничного сегмента неудачным. Если бы вас попросили назвать три ключевых цифры, которые характеризуют положение дел, что бы это было?

— Средняя стоимость номера, процент заполняемости и количество сотрудников, которых удалось сохранить. В сравнении с другими регионами мы находимся в хорошей ценовой категории, потому что как международный отель присутствуем в Ульяновске эксклюзивно. Это позволяет нам комфортно себя чувствовать. С точки зрения заполняемости у нас, как и у всей отрасли, есть определенное снижение. Нужно отдать должное руководству Ульяновской области: в отличие от других регионов, здесь проводятся мероприятия, которые не дают останавливаться бизнесу. Поэтому мы смогли полностью сохранить свой коллектив и даже усилили его новыми сотрудниками.

— Изменилась ли средняя цена номера?

— Если брать 2019 год, то цены снизились примерно на 5-7%. Сейчас цена за номер у нас составляет 4,3 тысячи рублей без завтрака. Но она плавающая: чем выше заполняемость, тем выше стоимость.

— Какие ключевые изменения игроки гостиничного рынка отмечают в 2020 году?

— Изменений очень много, и почти все, к сожалению, не позитивные. Связаны они со сложной эпидемиологической обстановкой и полной остановкой гостиничной деятельности на определенные периоды. Пришлось полностью перестроить операционную деятельность, которая теперь в первую очередь ориентирована на безопасность гостей и профилактику инфекции. Из радостных: мы увидели активную подготовку к работе нацпроекта по туризму, программы запускаются и работают на другом уровне. Мы понимаем, что у нас появляется партнер со стороны правительства, который пусть пока не во всю мощь, но готов системно оказывать поддержку. Следующий момент — это весенний локдаун, введение ограничений на мероприятия и, как следствие, падение заполняемости.

— Какие убытки вы понесли?

— Мы не выполнили наш план по валовому доходу за 2020 год и все еще очень сильно ограничены по доходам (называть конкретные цифры Алексей Стешин не стал - прим. ред.). Но я могу гордиться, что мы сохранили команду, хотя все от генерального директора до линейного персонала понесли финансовые потери. Стоить отдать должное региональному правительству, которое оказало нам серьезную поддержку и компенсировало коммунальные платежи. Заработок стал восстанавливаться вместе с бизнес-потоком. Самый критичный период — весенний, когда порядка двух месяцев отель не работал, но была масса затрат. Стоит отметить поддержку от региона: нам были компенсированы коммунальные платежи. Сейчас мы сотрудничаем со спортсменами, продолжается оживление со стороны бизнес-партнеров, в области проводятся якорные мероприятия. Но если взять событийный календарь, то 70% запланированного не состоялось. Декабрь — период, когда прибыль должна расти, но в нынешний сезон доходы близки к нулю.

— В условиях пандемии многие региональные правительства рекомендовали минимизировать перемещения по России, в том числе с командировочными целями. Как это повлияло на загрузку отеля?

— От наших корпоративных партнеров, особенно иностранных, мы недополучили около 30%. Сейчас бизнес-трафик начитает восстанавливаться. Постепенно, соблюдая эпидемиологические ограничения, рынок начитает двигаться, но, конечно, это происходит не такими темпами, как в 2019 году.

— А если ситуация снова обострится?

— Рынок адаптируется. Поняв, как бороться, мы перейдем в другую действительность. Это происходит уже сейчас: мы продолжаем работать, соблюдая все рекомендации.

— Какие управленческие решения вы принимали, чтобы минимизировать потери?

— Волшебной палочки у нас нет. Это решения в использовании инженерных систем, различные экономии, оптимизация заработной платы — мы не могли платить команде те же деньги, что во время стопроцентной операционной работы. Сейчас мы восстанавливаемся и эти механизмы постепенно отступают. По большому счету уходим на рыночные форматы: если мы не можем принимать столько гостей, то готовим линейку блюд, которые готовы сами доставить до потребителей.

— Гостиничная отрасль сильно пострадала из-за пандемии, вы в этих условиях решили изменить концепцию и бренд. С какими сложностями столкнулась при этом компания?

— Решение об изменении партнера мы приняли еще до пандемии. В январе 2020 года мы завершили сотрудничество с брендом Hilton. Мы сознательно пошли на этот шаг. На тот момент корпорация «Кошелев» уже имела серьезное гостиничное направление, у нас своя управляющая компания, которая руководит несколькими отелями самостоятельно в партнерстве с иностранными брендами. С точки зрения бренда, Radisson — крупнейший гостиничный оператор в России, и здесь играет роль узнаваемость, лояльность, их стандарты. С позиции бизнеса мы ощущаем, что для нас это более комфортный партнер на региональном рынке. По времени наши изменения совпали с этапом пандемии. В это время перед нами стояла большая техническая задача: мы проходили конвертацию и ребрендинг, поменялось много систем. Где-то в течение полутора месяцев параллельно не шла операционная деятельность, поскольку заполняемость отелей была в районе двух-трех номеров, и гостиничные компании, которые останавливались при такой загрузке, однозначно делали верное и правильное решение.

— Вы открываете новую большую площадку — конгресс-холл. Расскажите о ней.

— Хочу для начала отметить, что и кроме конгресс-холла у нас готовится много сюрпризов. 1 мая будет открываться наша летняя площадка из двух уровней, такой уютный летний зеленый парижский дворик. Там будет постоянно действующее кафе. Для центра Ульяновска это эксклюзивный формат. Периодически площадку можно будет задействовать для торжественных мероприятий.

Конгресс-холл откроем в июле, он позволит по-другому раскрыть рынок: очень много мероприятий обходили город стороной, потому что не было специализированной площадки. Сейчас мы сможем размещать до полутора тысяч человек, кормить и технически обеспечивать интерактивными системами. Все это — в соответствии со всеми нормами и требованиями Роспотребнадзора.

— Опишите, каким будет конгресс-холл?

— Давайте проведу виртуальную экскурсию. Мы заходим на первый этаж, перед собой видим просторное лобби, большие удобные гардеробные, эскалаторы. В уютном лобби-баре можно попить кофе, перекусить, провести деловую встречу. Все в эксклюзивном дизайнерском решении от наших московских партнеров-дизайнеров. Конференц-зона будет начинаться уже на первом этаже, здесь же расположатся наши партнеры-арендаторы. Второй и третий этаж будут целиком заняты 16 конференц-залами разных размеров, которые могут трансформироваться под различные форматы в зависимости от задач заказчика — от театральной посадки до праздничного банкета. На четвертом этаже расположится свободная офисная зона, приглашаем партнеров разместиться там.

Кроме того, к июлю мы готовим запуск двух клубных этажей, которые до сих пор не использовались. На седьмом этаже будет зона класса «люкс» с новыми президентскими номерами и возможностью провести встречу в более премиальном формате. Я бы назвал этот формат пятизвёздочной зоной в четырехзвездочном отеле. На восьмом этаже появится спа-центр. Конкурентных преимуществ добавит расширение подземного паркинга: в отеле появится порядка 50 парковочныхмест. Также помимо лобби-бара на первом этаже, на эксплуатируемой кровле пятого будет ресторан и обзорная площадка с видом на город.

— Как в целом вы оцениваете перспективы региональной гостиничной отрасли? Директор отеля «Гончаровъ» Галина Бескрылова летом в интервью говорила о том, что ваше открытие сильно сказалось на трафике остальных участников рынка.

— Перспективы оцениваю позитивно с учетом того, что мы являемся эксклюзивным форматом для города и области. С учетом наших изменений, не сомневаюсь, что мы будем привлекательны для гостей. У международных отелей есть неоспоримое конкурентное преимущество – это инфраструктура, стандарты обслуживания, возможность быть более привлекательными на рынке за счет проведения акций. Открытие у нас конгресс-холла положительно скажется на региональной отрасли. Мы увеличим трафик крупных мероприятий, и для наших коллег это создаст новые возможности: всех гостей мы разместить не сможем и готовы делиться трафиком.

Анна Ежова