В пятницу на профильном комитете ЗСО депутаты рассматривали проект бюджета министерства ЖКХ на 2023 год. Коммунальная отрасль — одна из самых недофинансированных. Есть долги муниципалитетов перед поставщиками, но нет средств на содержание «Водоканала» и Корпорации развития ЖКК — обе организации под угрозой банкротства. Трудности и с финансированием строительства новых водоводов — жители районов еще несколько лет не дождутся чистой питьевой воды. Но «гвоздем программы» на заседании стало выступление депутата и гендиректора ульяновского «Газпрома» Владимир Камеко, который раскритиковал минфин и министерство ЖКХ за неправильно окрашенные деньги на газификацию.

Областное финансирование сферы ЖКХ на 2023 год — более 2,5 млрд рублей, еще 2,6 млрд рублей — средства федерального бюджета. При этом потребность — 5,6 млрд рублей, есть дефицит.

На программы по развитию отрасли в 2023 году потратят 2,4 млрд рублей, по развитию комфортной городской среды — 649 млн рублей. Создание кладбища в Димитровграде потребует 31 миллиона рублей, на водоснабжение в Ульяновске выделяют 100 млн рублей. В областной «Водоканал» направят 99 млн рублей при дефиците в 470 млн рублей. Подготовка к отопительному сезону вылилась в 74 мллн при потребности в 518 млн рублей. Уличное освещение — миллион, еще столько же — на обращение с ТКО (необходимо еще 19 млн рублей). Строительство и модернизация теплоисточников — 30 млн рублей при потребности в 721 млн рублей. На благоустройства территорий необходимо 282 млн рублей, из которых 262 млн в дефиците. «Крохами финансируем ТОСы», — добавил министр Александр Черепан.

По его словам, продолжается строительство очистных сооружений в Ульяновске, завершается реконструкция сетей в Барыше, Новой Майне и Мирном. Весь ремонт объектов водоснабжения был начат в 2022 году, новых строек на следующий не запланировано.

Большая печаль министерства Александра Черепана — дефицит бюджетных средств на содержание Корпорации развития ЖКК и областного «Водоканала». Нехватка денег на оздоровление структур составляет порядка 1,2 млрд рублей. Нет понимания, как предприятия будут гасить долги, навис риск банкротства.

Глава минфина Наталья Брюханова сообщила, что эти предприятия субсидируют в первую очередь при получении дотаций из федерального центра. Также деньги пойдут на погашение долгов муниципалитетов за коммунальные услуги перед поставщиками.

Газовик Камеко уличил министерство ЖКХ в бездействии

Слово взял депутат ЗСО Владимир Камеко, который жестко раскритиковал чиновников. Он настаивает на увеличении финансирования госкорпораций, которые обеспечивают жизнедеятельность Ульяновской области. По его мнению, это приведет к снижению затрат населения и муниципалитетов на оплату ЖКУ.

— Если бы в пятилетнем бизнес-плане закладывали порядка 350 миллионов денежных вливаний ежегодно в инфраструктуру, мы бы вышли в безубыточный вид деятельности, снизили финансовую нагрузку на муниципалитеты в части обязательств оплаты за горячую воду и тепло, смогли бы на региональном уроне заморозить тарифы, — высказался лидер реготделения «Единой России».

Камеко недоволен и работой руководства областного «Водоканала»: со скважин накачали около 4 млн кубов воды, а к оплате предъявлено только 2,5 млн кубов: «Полтора миллиона кубов болтаются в воздухе! Потрачена электроэнергия, эксплуатируются трубы, люди и остальное. Вот где наши резервы! А мы рассуждаем о высоких материях».

Скелеты в шкафу

Под критику гендиректора регионального отделения «Газпрома» попал проект бюджета отрасли, в который закладывают 29 млн рублей на газификацию населенных пунктов, хотя теперь это полномочиями бюджета не является.

Владимиру Камеко пояснили, что деньги направляют на возмещение затрат подведомственному предприятию ООО «АСК» — оно выполняет функции департамента газификации и имеет договоры по уступке требований долга оплаты за газ. Депутат потребовал от докладчиков буквально пальцем показать, где это прописано в документе:

— Это что такое? Полномочия полностью на себя взял «Газпром». Бред полнейший! Не нужно делать из нас ребятишек, которые здесь ручки поднимают. Я читаю то, что мне дали, и задаю вопросы. Вы за угол заводите 29 миллионов рублей. Окрасьте деньги правильно! И сколько у нас еще таких скелетов в шкафу в этих цифрах, которые на самом деле уходят на содержание кого-то? — сказал парламентарий.

— Вы чего злитесь-то? — начал возражать Черепан.

— Потому что по водоснабжению так же зарыты деньги! — не унимался Камеко.

Водопроводы строиться не будут

Черепан озвучил, что самое низкое качество воды фиксируется в трех муниципалитетах: Чердаклинском, Мелекесском и Старомайнском районах. Он сослался на геологию — редко попадаются чистые линзы, в основном вода проходит через пласты с тяжелыми металлами.

Прежде был запроектирован новый водопровод в Чердаклах и заключен трехлетний проект в Новой Майне, также выделены средства на проектирование водопровода в Колхозном. В федеральном центре предложили брать воду из Волги, очищать ее до родникового качества и затем употреблять. Ульяновский министр объясняет сложности — чтобы всем жителям хватило воды, точки врезки необходимо вести с дамбы, расположенной на Нижней Террасе. «Там строится новое Суворовское училище, и нагрузка на трубы не позволит обеспечить нужный дебет», — говорит Черепан. Проект значительно вырос в цене — со 170 до 600 миллионов рублей. Работа приостановлена из-за дефицита бюджета. В федеральную программу софинансирования попасть не удалось — денег нет.

Дарья Косаринова