Вопрос благоустройства улицы Федерации обсуждается уже не один год. Идей было много, архитекторы сыпали проектами. И только сейчас ульяновские зодчие и чиновники пришли к единому видению, объединив все лучшее, что было предложено ранее. Директор Агентства городских инициатив Алексей Гаев вместе с архитекторами разработал единый проектный подход, объединяющий усилия всех городских служб. Пешеходной улица не станет, но этой зоне отдали приоритет — свыше 60% Федерации займут тротуары. Рестораторам наконец выделили пространство для «летников», а для безбарьерности отказались от бордюров.

На комиссии по архитектуре и строительству регионального Градсовета во вторник, 31 мая, на суд общественности, профсообщества и чиновников Алексей Гаев представил проект комплексного благоустройства Федерации. Члены комиссии его поддержали.

Революционная для города затея сделать улицу полностью пешеходной не нашла поддержки — в таком случае функциональность территории исчезнет напрочь. В итоге решили приспособить существующий профиль улицы для его максимально комфортного использования всеми горожанами.

Показали на пальцах

Гаев согласился на пешеходную прогулку с редакцией 73online.ru накануне градсовета с архитекторами, и буквально на пальцах рассказал о благоустройстве центральной улицы города. Главная задача — реализовать лучшие практики с учетом мнения самих жителей и бизнеса, при этом оставить историческую «живость» на главной артерии Ульяновска.

По словам Алексая Гаева, то, что из себя представляет улица Федерации сегодня — «полное безобразие»: нет единого архитектурного стиля, ее заполонили пластиковые двери, вывески, которые не выдерживают никакой критики, отсутствует удобная пешеходная зона, висят линии электропередач.

Для пешеходов

Почти полкилометра улицы Федерации занимают 12 баров и ресторанов с общим количеством посадочных мест в 1184 человека (включая летние террасы). При этом проезжая часть — с односторонним движением фактически в одну полосу, перпендикулярная парковка «съедает» много места. Тротуары и проезжая часть в изношенном состоянии, а электросети висят над головами жителей, нарушая весь архитектурный облик.

Рестораторы подошли к обсуждению вопроса с архитекторами серьезно и презентовали проекты своих летних террас — предварительно они будут увеличены до 4,5 метров в ширину: столики разместятся по бокам, оставят место для пешеходной зоны почти в 2 метра. Считается, что в таком случае горожане будут себя чувствовать комфортно, их интересы не будут ущемлены.

Ресторатор Сергей Новиков (Маtreshki group), у которого на улице Федерации расположен ресторан «Алазани», отметил, что все же оставить проезжую часть было очень важным для владельцев бизнеса — нужно как-то отгружать товар, посетителям требуется место для высадки гостей из авто, для временной стоянки. «Следующим этапом будет рассмотрение архитектурного облика самих ресторанов, летников. Конечно, фасады исторических зданий должны быть на переднем плане, а летники — только легким дополнением», отметил ресторатор.

С ним солидарен и владелец группы компаний «Другие рестораны» Дмитрий Акулин: «Арендаторам на улице Федерации очень повезло. Мне, как владельцу бизнеса на Гончарова хотелось бы, чтобы такой же проект был реализован и там. Власть поворачивается к бизнесу лицом!»

Поддержал архитектурный проект и глава АНО «Региональный центр поддержки и сопровождения предпринимательства» Руслан Гайнетдинов. По его мнению, как раз самые красивые и проходимые места — там, где расположены рестораны, но трудности с размещением летних кафе появлялись всегда — на узком тротуаре установить сооружение по нормам непросто. Теперь же улица Федерации станет комфортной для всех.

Предлагается тротуары выложить крупной бетонной плиткой. Тротуар по нечетной стороне (слева по направлению из центра) расширить с 6 до 8 метров, чтобы устанавливать летние ресторанные веранды и не создавать дискомфорт пешеходам. Тротуар по четной стороне (справа), где нет веранд, имеет среднюю ширину 5,5 метров, в самом узком месте — 4 метра.

Для велосипедистов и самокатчиков

Велодорожка составит 2 метра (1,5 метра сама полоса плюс буферная зона). По проекту, велополоса будет покрыта асфальтом, отделена от тротуара опорами освещения, под которыми проходит декоративное разделение из колотой гранитной брусчатки и непрерывной ливневой канализации с чугунной решеткой. Со стороны проезжей части велодорожка отделена баллардами (столбики, препятствующие заезду автомобилей на велодорожку).

Для автомобилистов

Для односторонней проезжей части оставляют нормативную ширину в 3 метра. Парковку сделают параллельной с шириной в 2,5 метра. Сами парковочные места сгруппированы по 5 машин (30-40 метров), после размещается шестиметровая рассечка за счет уширения тротуара, где расположат пешеходные переходы. Наличие такого обратного кармана физически препятствует парковке за 5 метров до пешеходного перехода. К тому же так пешехода будет видно, он не скрыт за припаркованными машинами. Между проезжей частью и правым тротуаром — непрерывная полоса чугунной ливнеприемной решетки.

— В проекте мы существенно пересмотрели профиль улицы и повысили эффективность его использования. Пешеходы получили комфортные тротуары и короткие безопасные переходы через проезжую часть. Мы используем столбики, а не барьерное ограждение, потому что защищать надо пешеходов от машин, а не машины от пешеходов. У велосипедистов и самокатчиков появляется защищенная велополоса. Для автомобилистов как была одна полоса движения, так и осталась. Мы лишь поменяли расположение парковки для расширения проезжей части, — объяснил Алексей Гаев.

Найти дополнительные места для парковки здесь невозможно. Как альтернатива — парковка на прилегающих улицах остается, также одна из стройплощадок используется как гостевая парковка (стоимость 30 рублей час). Некоторые рестораны, например «Алазани», компенсируют своим гостям ее стоимость.

Безбарьерная среда

С доступностью улиц для маломобильных граждан в Ульяновске возникают проблемы даже на свежеотремонтированных участках, потому как концептуально территории не меняются. На Федерации же решили поработать над доступностью: улица выполняется в одном уровне без бордюров, а разделение потоков и безопасность обеспечивается специальными видами покрытий, физическими ограничителями, разметкой. Велополоса обособлена от тротуара не только опорами освещения, но и полосой мощения из колотой гранитной брусчатки. Ходить по ней, особенно на каблуках, неудобно, заезжать на велосипеде или самокате - тоже.

В итоге пешеходы получают 62% улицы, велосипедисты — 10%, автомобили вместе с дорогой и парковками — 28%.

Как отметили архитекторы на Градсовете, безбарьерный подход повышает возможности использования улицы под событийные мероприятия. На этот период автомобильное движение прекращается и весь профиль улицы отдается пешеходам. Как вариант — воскресное перекрытие улицы для проведения фестивалей и парадов: гастрономических, пивных, джазовых.

Архитектура

Инициатор проекта подчеркивает, что пока речь идет исключительно о капитальных работах. При этом вестись они будут без вреда для местной флоры — деревья останутся на месте. Вопросы фасадных решений, навигации, арт объектов и прочего декоративного оформления находятся в проработке.

Есть идея креативно задействовать уже существующие не привлекательные сооружения. На трех стройплощадках предложили заменить уродливые заборы из профлиста на ровные и плоские, чтобы на них рисовали местные художники. Более того — на Градсовете прозвучало предложение отдать под роспись хорошо видимые торцы зданий. Вот так раздолье для местного арт-сообщества.

Придумали и как освежить несовременный вид кафе «Шашлычная» — вместо существующего фасада сделать стилизованную копию утраченных исторических объектов, например, универмага «Столбы».

Фото: Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина»

Цена вопроса

Общая стоимость работ составит 80 млн рублей. Первым этапом за 4-5 недель запланировано убрать в землю наружные электрические сети (УльГЭС), избавиться от безобразных бетонных опор и силовых кабелей, чтобы создать «чистое небо». Проложить дополнительную канализацию «Ростелеком» для уборки воздушных линий сетей связи и хозяйственно бытовую канализацию, которой сейчас нет в принципе. По сметам, стоимость инженерной подготовки составляет 25% от общих затрат.

Глава города Дмитрий Вавилин пообещал, что на этот раз к проекту не применимо слово «если» и во всей красе в новом обличии горожане увидят улицу к концу года.

— Власть очень долго собиралась реализовать такой проект, и я понимаю, что люди относятся с неким недоверием. Да, быстро сделать не получится. Мы проходили уже сложный ремонт улицы Ленина, заканчивали его с «белыми мухами». Но хочу пообещать, что до конца года улицу Федерации мы отремонтируем. Финансирование уже определено в рамках нацпроектов, — обнадежил Вавилин.

Дарья Косаринова

Дарья Гордеева