Первый замглавы Ульяновска Алексей Гаев вернулся к теме «велосипедизации» города. Он намерен создать велосипедный каркас, который охватит все магистральные улицы всех районов, а пока тренируется на Ленинском. Архитекторы и велосипедисты приветствуют начинание, автолюбители относятся к идее скептически.

По словам Алексея Гаева, веломаршруты нужны, чтобы эффективно и безопасно передвигаться по городу, не создавая неудобств для пешеходов. Велокаркасом он намерен охватить весь город, чтобы создать возможность безопасного проезда от дома до всех точек притяжения. «Каркас может быть обособленным или интегрированным в существующую улично-дорожную сеть. Мы планируем создавать маршруты для велосипедистов везде, где это возможно, охватить ими магистральные улицы», — делится Гаев.

Однако чтобы построить качественный каркас, нужен практический опыт. Поэтому в администрации города решили начать с самого трудного места — пробную велосипедную полосу организовали в Ленинском районе, где наиболее интенсивное движение и самые большие проблемы с парковкой. На проезжей части вдоль бордюра на бульваре Пластова нарисовали дорожку для велосипедистов и места для парковки: теперь машины надо ставить не под углом к тротуару, а параллельно. В пробную кольцевую схему кроме бульвара входят Спасская, Дворцовая и часть улицы Гончарова.

На бульваре Пластова за счет сокращения избыточной ширины полос, или «дорожной диеты», вписали велополосу под защитой «параллельной парковки». Было: параллельная парковка 2,5 м плюс одна полоса движения шириной 4,5 м, итого 7 м. Стало: велодорожка 1 м, буферная зона 0,5 м (защищает велосипедиста от движущихся машин и при открытии дверей припаркованных автомобилей), параллельная парковка 2,5 м, 1 полоса движения 3 м. Итого — те же 7 м. Все размеры соответствуют требованиям Свода градостроительных правил, а также ГОСТа. На Дворцовой при замене перпендикулярной парковки на параллельную количество парковочных мест сократилось с 54 до 36; на бульваре Пластова — осталось прежним.

По словам Гаева за счёт «дорожной диеты» улицы должны стать максимально удобными для всех участников дорожного движения. Число полос для движения машин осталось прежним, поэтому нововведения не создают проблем для движения автомобилей. Также замглавы считает, что это поможет успокоить трафик и сократить риск ДТП.

На основе полученного опыта зимой разработают типовые схемы организации дорожного движения на разных улицах в зависимости от ширины проезжей части и интенсивности потока. Привлекут проектировщиков научно-исследовательского института «МосТрансПроекта», занимающегося развитием городского транспорта в Москве и регионах. После этого планируют реализовать проект в сжатые сроки во всех районах. «К этому нужно серьезно подготовиться. Для массового нанесения разметки по такой схеме необходимо будет существенно увеличить количество специализированной техники, персонала и материалов», — комментирует Алексей Гаев.

Сам Алексей Гаев часто ездит на велосипеде. Его маршрут в основном проходит по улицам Орлова — Рылеева — Пролетарская — бульвар Новый Венец

Не всем автолюбителям такая инициатива нравится — претензии, например, к разметке для стоянки. «Если первый водитель поставит свой автомобиль неправильно, то остальные сделают это как попало. Велосипедной полосой никто не пользуется. Те, кто хочет покататься, выезжают в специальные места», — высказала мнение в социальных сетях член «Опоры России» и директор гостиничного комплекса «Корона» Татьяна Сентюрина.

На это у Гаева есть объяснение. По его словам, велополосы сейчас не так популярны, потому что на центральном кольце почти нет жилых домов. Велокаркас заработает, когда доберется до плотно заселенных районов, жители которых смогут из дома безопасно доехать до необходимого им места. «На данном этапе мы больше ориентированы на оценку правильности технических решений и работу с автомобилистами», — говорит Гаев. Замглавы разграничивает понятия «кататься» и «ехать» — первое действительно лучше делать в специально отведенных местах, но туда еще надо добраться, а автомобиль с местом под велосипед есть не у всех. «Мы не решаем задачу „кататься“. Мы говорим про „ехать“, а это совсем другое», — отмечает Гаев.

Архитектор Константин Климкин, который занимался созданием карты велодвижения в 2016 году, инициативу поддерживает. По его словам, велосипеды становятся все более популярными среди ульяновцев.

— Я опробовал эту полосу и мне показалось, что это очень удобно и безопасно. Тем более она работает как эксперимент, и если кого-то не устроит, можно будет все переделать. Эта локальная инициатива может стать началом развития глобальной системы и, думаю, со временем будет трансформироваться и масштабироваться, — говорит Климкин. Правда, он также заметил, что не все автомобилисты паркуются согласно новой разметке, особенно на Дворцовой.

В мэрии однако отмечают, что большинство водителей реагирует на новшества нормально, паркуют автомобили правильно. Нарушения отрабатываются с ГИБДД: здесь поможет либо принудительная эвакуация, либо автоматическая фиксация нарушений правил парковки.

По мнению экс-советника губернатора по развитию велодвижения и активистки Клуба Simbike Татьяны Балашовой (Державиной), большинство автомобилистов с пониманием отнесутся к появлению отдельной полосы для велосипедистов.

— Как только человек покидает авто — он становится пешеходом. И комфортная городская среда, включающая в себя не только тротуары, но и велосеть, для них тоже важна. Я считаю, если велосипедист на дороге ведёт себя адекватно, какие к нему могут быть претензии? — говорит Балашова.