1970-й год, 100-летие основателя Советского государства Владимира Ульянова-Ленина преобразило в духе эпохи родной город вождя пролетариата Симбирск-Ульяновск, превратив его в одну из «витрин» доживавшего два последних десятилетия своей истории СССР.

Но «подарки судьбы», связанные с юбилеем, не ограничились единственным годом и временем, ему предшествовавшим. В 1971 году в Ульяновске открылся собственный корреспондентский пункт Фотохроники Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС). Старейшее в СССР, существующее с 1926 года и поныне, агентство фотоинформации создавало фотолетопись СССР, формировало «имидж» Страны Советов, да, приукрашенный, но зато выразительный. Лица и образы ушедшей советской эпохи, вызывающие гордость и ностальгию – в большинстве своём, творения корреспондентов Фотохроники ТАСС.

Конечно, выдающиеся столичные фотокорреспонденты, например, совсем недавно ушедший из жизни Леонид Николаевич Лазарев (1937 – 2021), временами наведывались в Ульяновск, чтобы порадовать советский народ тем, как живёт Родина Ленина. Но собственный корреспондент Фотохроники ТАСС означал другой уровень – регулярная и постоянная подача соответствующей фотоинформации. Помимо прочего, Ульяновск стал туристическим центром, а туризм нуждается в рекламе – надо показывать и рассказывать о своём месте, если ты желаешь залучить сюда людей.

Первым и единственным, с 1971 до 1994 года, фотохроникером ТАСС был и оставался Юрий Николаевич Белозеров (1939 – 2015). Через его фотообъектив видел жизнь Ульяновска и области весь Советский Союз.

Жизнь фотожурналиста началась в городе Воронеже. Лето 1942 года превратило Воронеж в арену одного из самых масштабных городских сражений в истории Великой Отечественной войны, и семья Белозеровых эвакуировалась в Казань. Там Юрий окончил школу, здесь же в 17 лет начиналась его трудовая биография, токарем, а затем лаборантом на одном из казанских заводов.

В 1958 году Юрия Белозерова призвали на срочную службу в Советскую армию. Тогда служили долго, но четыре года армейской службы предопределили жизненное призвание Юрия Николаевича. Он начал сотрудничать в газете «За Родину» Приволжского военного округа, и журналистская стезя всё увереннее захватывала его – так, что второкурсник отделения русского языка и литературы Казанского университета Юрий Белозеров оставил учёбу, чтобы поступить на первый курс только что образованного в том же университете отделения журналистики.

С 1971 года и до самого конца земных дней жизнь и творчество Юрия Николаевича были связаны с землёй Ульяновской.

Имя «Родины Ленина» на протяжении многих десятилетий самым непосредственным образом влияло на развитие нашего города и края. Именем Ленина здесь создавались заводы и фабрики, флагманы своих отраслей, символы советской промышленности, те же «уазики». Именем Ленина открывались вузы и школы, строились библиотеки, дома культуры, поликлиники и больницу.

Пики общественного интереса к Ульяновску в СССР также определялись юбилейными событиями, в первую очередь, приуроченными к жизни Владимира Ульянова-Ленина (1870 – 1924) и Октябрьской революции 1917 года. Таким последним пиковым годом стал 1987-й, год 70-летия Октябрьской революции – год, который Советский Союз проживал под лозунгом «Октябрь и Перестройка: Революция продолжается!».

Ульяновск – город на Волге. Прикоснуться к святыням «советского Вифлеема» сюда ежегодно устремлялся поток туристов, подавляющее большинство которых являлось здесь летом, прибывая водным транспортом, во время популярных теплоходных круизов. Они видели город с воды, и Ульяновск запоминался им в сочетании с Волгой, с теплоходами или «Метеорами», судами на подводных крыльях. К юбилейному 1987 году был разработан, как торжественно гласила пресса, сверхдальний и сверхскоростной маршрут для «Метеоров», Ульяновск – Горький: продолжительностью 12 часов и длиной более 600 километров.

В 1987 году в Ульяновске был официально зарегистрирован 600-тысячный житель, точнее, жительница. Это случилось 17 июля 1987 года, когда в семье воспитательницы общежития Ульяновского авиационного промышленного комплекса Татьяны и бригадира монтёров-путейцев Юрия Стаценко родилась дочь. Фотография Юрия Белозерова фиксирует торжественное вручение свидетельства о рождении – на фоне новостроек Нового города, среди митинга, собранного по такому случаю; в толпе очень много детей. Жест символический – малышка рождается в интернациональной украинско-русской семье, как рождается в сотрудничестве киевских авиаконструкторов и ульяновских авиастроителей чудо советской авиации, крупнейший в мире серийный грузовой самолёт Ан-124 «Руслан».

Фотокорреспондент работает оперативно. Он фиксирует события сегодняшнего дня, чтобы скорее донести информацию до читателя. Уже завтра этот день с его событиями становится частью истории, нашего города, нашей страны, историей человеческой жизни. Спустя десятилетия фотография приобретает ценность фотодокумента, который особенно чётко и зримо фиксирует черты столь стремительно меняющейся и развивающейся жизни.

Фотокорреспондент не свободен в выборе своих сюжетов. Он выполняет задания редакции. В советское время, когда журналистика была частью коммунистической агитации и пропаганды, это проявлялось тем более ярко. Фотограф выполнял «соцзаказ», фиксируя достижения промышленности и сельского хозяйства, улучшение быта советского человека, мощь Советской армии, расцвет советской культуры.

С промышленностью в Советском Союзе получался парадокс. С одной стороны, пролетариат был системообразующим классом, с другой - практически все заводы и фабрики трудились на «оборонку» и являлись режимными и даже секретными объектами. Их истинные названия и профиль продукции скрывались под безликими «почтовыми ящиками» или нейтральными приборными, электронными теле- и радиозаводами. Видимо, по этой «секретной» причине многие ульяновские предприятия оказывались обойдёнными вниманием фотокора ТАСС.

Но всего не скроешь, и у ульяновской промышленности были и есть свои визуальные символы – УАЗ, с конвейеров которого в 1987 году сошёл 100-тысячный УАЗ-31512, и набиравший обороты Ульяновский авиапромышленный комплекс (УАПК), грозивший сделаться крупнейшим авиапромышленным предприятием в СССР и во всей Европе. «Уазики» и самолёты – темы многих фотоснимков Юрия Белозерова.

«Просто» фотографировать и рассматривать «металл» неинтересно. Западные рекламные каноны, когда автомобиль помещается на фоне прекрасных пейзажей или изящных девушек, были чужды классическому советскому фотоискусству, в традициях которого творил Юрий Николаевич. Следуя этим традициям, необходимо было искать неожиданный ракурс, который бы привлекал внимание своей необычностью, насыщенностью, глубиной.

Да, советское искусство, как искусство идеологическое, искусство пропаганды, связывало свободу творцов жёстким каноном, официально одобренным набором сюжетов и тем, но в этом оно было совсем не оригинально. Подавляющее большинство художественных традиций во всём мире связано теми же каноническими рамками. Можно вспомнить о древнерусской иконописи, драгоценном вкладе нашего народа в сокровищницу мировой культуры, о храмовой архитектуре. Настоящий мастер способен творить шедевры в жёстких рамках канона, и фотографии Юрия Николаевича тому прекрасное подтверждение. К слову говоря, он был большим любителем иконописи и храмовой архитектуры, не по обязанности, а по зову сердца.

Юрий Белозеров фиксировал яркий, запоминающийся образ, способный теперь, спустя годы характеризовать и символизировать свою эпоху. Снимкам Юрия Николаевича присуща, в лучшем смысле этого слова плакатность: выразительный внешний образ, без акцентирования внимания на деталях. Это определялось конкретным назначением снимков, для журналов и газет, для витринных уличных выставок «Окна ТАСС» в разных городах СССР. Так, средневековые летописцы в немногих словах сохраняли и передавали потомству самое значимое и важное о драматичных и радостных событиях своего времени.

Советские города стремительно росли за счёт оттока населения из советской деревни. Это порождало перед советским обществом всё нарастающее количество проблем – продовольственную, социальные. Корневая связь россиянина с землёй была исторически очевидна. Её разрушение остро и горько переживалось поколениями российской и советской интеллигенции. Такова была объективная расплата за успехи индустриализации и промышленный подъём, за разнообразные социальные эксперименты, которыми был так насыщен весь XX век, а не только период после большевистского переворота.

Но хроникер знает, что мир не впервые проходит через череду испытаний – что были времена страшнее и хуже. Важно, что душа народа жива, что народ способен радоваться – и трудиться. Фотохроника не вбирает в себя всё – она вбирает в себя самое главное.

Иван СИВОПЛЯС

Фото Ю.Н. Белозерова из фондов Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина»