В деле акционерного общества «Ульяновскфармация» приступили к активному судебному следствию и оглашению письменных доказательств — в том числе результатов прослушки, которую вели силовики. Бывший глава минздрава Рашид Абдуллов все еще болен и просит суд о реабилитации; экс-директор АО Ольга Кузнецова налаживает взаимодействие с новым, государственным адвокатом.

«Как ваше здоровье?» — начал заседание судья Тимур Хайруллин, обращаясь к Рашиду Абдуллову. Тот пропустил предыдущую встречу из-за болезни. Ответ, кажется, был подготовлен заранее. «Время в колонии и СИЗО подорвали мое здоровье, — пожаловался бывший глава минздрава. — Мне предлагали еще неделю больничного, но я отказался, чтобы не затягивать процесс. Прошу дать возможность реабилитации». Судья ответил, что на это Абдуллову должно хватить времени и после заседания.

Абдуллов и Тихонов в СИЗО

Следом Хайруллин поинтересовался делами другой подсудимой, Ольги Кузнецовой — ее адвоката Владимира Сафронова, занятого в других процессах, заменили Сергеем Шипковым.

— Не возражаете против его участия? — спросил Хайруллин.

— Нет, но не знаю, знаком ли он вообще с названием дела и в какой степени готовности находится, — ответила Кузнецова.

— Вы у меня это спрашиваете? — удивился судья.

— У адвоката я не успела, — развела руками подсудимая.

Как выяснилось, госзащитник успел прочитать 104 тома дела из 170, поэтому к участию его допустили.

Далее участники процесса перешли к судебной рутине: гособвинитель Максим Фролов на протяжении получаса зачитывал список письменных доказательств, которые предлагалось изучить. Оглашение их самих заняло еще больше времени: прокурор несколько часов воспроизводил содержание оперативных рапортов и материалов прослушки. Однако и среди этого скучного, на первый взгляд, чтива были интересные моменты.

В докладах оперативные работники сообщали, что ряд главных врачей региона отказывались от проведения совместных торгов. Это было «негативно воспринято» тогдашним председателем социального комитета ЗСО Игорем Тихоновым. В рапортах говорится, что по указанию парламентария у «отказников» прошли финансовые проверки для выявления самостоятельных закупок. По итогам руководители учреждений должны были писать объяснительные в минздрав, и к ним применяли дисциплинарные взыскания. Следствием это было расценено как создание условий, при которых главврачи были обязаны участвовать в совместных закупках, где побеждала «Ульяновскфармация».

Против совместных торгов, в частности, выступал главврач станции переливания крови Марат Хапман, говорится в материалах, добытых с совещаний руководителей медучреждений. Он якобы заявлял, что срыв сроков аукционов привел к полной растрате резерва медицинских изделий, нанеся многомиллионный ущерб. Свою позицию против совместных торгов Хапман подтверждал и в ходе первого судебного процесса по «фармделу».

Оглашение стенограмм с совещаний главврачей, с которых, видимо, и началось уголовное преследование, заняло несколько часов. Павел Дегтярь смотрел скучающим взглядом, Игорь Тихонов листал под столом смартфон, больной Рашид Абдуллов грустил на задних рядах — отсел, чтобы никого не заразить. Журналисты и слушатели не выдерживали и один за другим тянулись к выходу.

Ситуацию несколько оживил адвокат Тихонова Сергей Логинов, который заявил, что прокурор якобы зачитывает материалы с искажениями. После этого наступило время перерыва, и участники с облегчением разошлись — чтобы вернуться к тому же занятию и на следующий день.

Андрей Семёнов