Рособрнадзор создал новую систему расчета уровня школьного образования в регионах и опубликовал рейтинг по новым показателям. Ведомство сочло несправедливым опираться исключительно на результаты ЕГЭ, поэтому теперь анализируются данные по всем пройденным испытаниям: ЕГЭ, ОГЭ и ВПР, также высчитывается уровень технической оснащенности школ. Пандемийный 2020 год аналитики решили не брать во внимание и собрали картину по данным 2019-го. Ульяновская область оказалась на 50 месте в рейтинге из 85. Эксперты в сфере образования оценили показатели региона.

Федеральная служба по надзору в сфере образования представила результаты проведенной ею оценки регионов России по качеству образования, причем сделала это не в форме пресс-релиза или блока статистики на своем официальном сайте, а опубликовала на отдельном специальном ресурсе. Как сообщил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, сделано это для того, чтобы информация для граждан была более доступной и открытой.

Каждый регион в стране прошел оценку по следующим направлениям: результаты обучения школьников, практикоориентированность и управление системой школьного образования; также получил свой сводный рейтинг на основе 12 показателей по 100-балльной шкале.

Результаты обучения — это комплексные показатели, составленные на основе данных об итогах ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. При расчете не учитывалось прямым образом количество «двоек» или «пятерок». Как передает пресс-служба Рособрнадзора, специалисты проанализировали большой объем данных о российской системе образования, переданных непосредственно от школ, которые отражают реальное количество отстающих обучающихся и, наоборот, достигающих высокого уровня подготовки. Показатель Ульяновской области — 61,3. У соседней Самарской области он составляет 79,2; у Пензенской — 68,8; у Республики Татарстан — 65,2. Значительно меньше — у Саратовской области, 44,6.

Практикоориентированность школьного образования отражает техническую оснащенность учреждений — наличие компьютеров и лабораторного оборудования. Также рейтинг школы в этом ключе повышается, если выпускники поступают в колледжи и вузы своего региона. Ульяновскую область оценили в 41,4 балла. Это достаточно слабый результат для ПФО, сильно выше показатель в Татарстане (71,4), Самарской (75,3) и Нижегородской (73,8) областях. Ниже оказались только Кировская область (35,4) и Оренбургская (34,2).

Управление системой школьного образования отражает результаты оценки управленческой деятельности. Сюда входит и организация ЕГЭ, и управление качеством образования с использованием современных подходов. В этом направлении результат нашей области — 43,5. Соседние регионы также опережают, но не столь значительно: Татарстан получил 46,1 балл, Самарская область — 47,6, Нижегородская — ровно 53. В отстающих — Оренбургский (37,8) и Саратовский (38,1) регионы.

Все это рассчитывалось по результатам оценочных процедур 2019 года. Пандемийный 2020 год решили не включать в аналитику, данные планируется обновить по итогам текущего года. Итоговый сводный показатель Ульяновской области составил 48,7, из 85 строчек рейтинга она заняла 50 место. Ниже Оренбургская и Саратовская — на 52 и 59 местах соответственно. Первые две позиции заняли Московская и Архангельская области, третье место отдали Санкт-Петербургу. Единственный параметр, по которому наш регион находится в «красной зоне» (78 место), касается аналитики и интерпретации результатов ГИА, которые недостаточно соответствуют требованиям Рособрнадзора. Как отметили в федеральной службе, «аутсайдерам» рейтинга организуют консультационное и методическое сопровождение.

Ульяновские эксперты отмечают, что разного рода рейтинги являются мощным элементом стимулирования их участников к совершенствованию работы, к улучшению своих достижений. По рейтингу Рособрнадзора явно видно, насколько качество обучения школьников зависит от технической оснащённости образовательного процесса.

— Любая образовательная система сталкивается с современными вызовами технологического развития и, что ни говори, не всегда школы находятся в равных условиях, — считает экс-начальник управления образования Ульяновска Ольга Мезина. — Но регулярное диагностирование всей системы очень важно для принятия управленческих решений по выравниваю этих условий. Любой образовательный процесс — вещь живая и постоянная. Я оцениваю результаты в данном рейтинге достаточно высоко. В регионе есть как новые школы, так и те, что построены 50 лет назад. Их, конечно, трудно сравнивать, но благодаря квалифицированным кадрам и программам по улучшению технической оснащенности образовательных организаций школы только повышают планку.

Проректор по довузовскому образованию и организации приема студентов УлГУ Елена Гузенко оценила результат Ульяновской области как выше среднего. Опорный вуз региона сотрудничает с 40 школами, и все они обеспечивают ученикам достойный уровень подготовки к дальнейшему поступлению в университет, считает Гузенко. Также она сравнила показатели крупных и «сильных» регионов, и сделала вывод, что отставание от них не так уж велико, как могло показаться.

— Если не опираться конкретно на места в рейтинге и смотреть именно на итоговый показатель, то можно увидеть, что позиции Ульяновской области уверенные. Если наш показатель 48,7, то, например, Воронежский регион, который я считаю достойным по уровню образования, набрал 45,7. А Новосибирская область, в которой буквально собраны все ученые Сибири, не настолько сильно опережает наш регион, как могло показаться — их показатель 56,6. Что касается результатов ЕГЭ, то в УлГУ каждый год увеличивается средний балл. Сейчас только у «платников» — 63. И каждый год он растет на 1-2 балла, — рассказала Елена Гузенко.

Но не все так оптимистичны. По мнению некоторых опытных представителей сферы образования, рейтинг Рособрнадзора показал, что неравенство условий обучения в школах нашего региона по-прежнему значительное, от чего не равны возможности выпускников при поступлении в вузы. Связывают это с тем, что потратить средства на одну новую современную школу проще, чем оснастить оборудованием с десяток сельских, которые серьезно не дотягивают по ресурсам до уровня городских. Как считает один из экспертов, «Точки роста» в сельских учреждениях также не показывают должную эффективность, ведь далеко не все учителя имеют навыки работы с новой сложной техникой, а главное — не умеют ее органично внедрять в образовательный процесс.

Также многое в школьной образовательной системе зависит от отношения к педагогам, считают эксперты. Заслуженный учитель России Галина Эдварс, более 30 лет проработавшая в сфере образования, заявила, что желала бы увидеть Ульяновскую область на более высоком месте, и полагает, что рейтинг Рособрнадзора подтолкнет к принятию на государственном уровне мер, влияющих на состояние дел в отрасли: «Вот сейчас президент [РФ] потребовал навести порядок по оплате учительского труда. Ведь не секрет, что от оплаты труда и нагрузки на учителя решающим образом зависит качество его работы, а значит, и качество знаний школьников».

Напомним, что в этом месяце президент Владимир Путин распорядился проанализировать ситуацию с зарплатами бюджетников в стране и доложить о результатах до 20 апреля, также Госдума предложила ввести единый оклад для молодых учителей (моложе 35 лет) по всей России — полтора-два МРОТ.

Дарья Гордеева