Генеральный директор ООО «Ульяновскхлебпром» Фаина Самарцева в интервью 73online.ru рассказала о запуске уникальной хлебной линии и о том, почему вместо ора в соцсетях сейчас важно взять в руки тряпку и ведро с хлоркой.

- Каково это – возглавлять крупную компанию в разгар критической ситуации в стране и мире?

- И маленьким, и большим компаниям, и служащим сейчас крайне тяжело, ведь произошла глобальная катастрофа, которая задела всех. И говорить, кому труднее, а кому легче – бессмысленно. Страдает и тот, кто является единственным кормильцем в семье, и руководитель крупной компании, который несет ответственность за своих сотрудников. Все люди объединены одной бедой.

- Ударил ли коронавирус по хлебу? Обвал рубля, увеличение экспорта зерна, увеличение санитарных расходов и расходов на упаковку хлеба... Как с этим справляется «Ульяновскхлебпром»?

- Области, которую бы не задел обвал рубля, не существует, так что хлебпром в своей беде не одинок. «Ульяновскхлебпром» - это холдинг, который занимается разными вещами: у нас есть сегмент пекарен-кондитерских, два ресторана, мясокомбинат. Вся продукция категории «свежая» очень задета кризисом, ведь она предполагает хороший трафик, ежедневное посещение покупателями. Большую часть нашей продукции занимал и кондитерский сегмент, и если категория «сушки-пряники» осталась незадетой, то свежие торты – это не продукт кризиса. У нашей компании была позиция не использовать консерванты, срок реализации таких продуктов – не более 5 дней. И, сами понимаете, в нынешних условиях этот сегмент значительно просел. Также на нас отразился рост цен на муку и то, что пострадал проект «горячий хлеб». Мы поставляли в супермаркеты свежие хлебобулочные изделия без упаковки, а сейчас абсолютно вся продукция упакована.

- С упаковкой хлеба как раз связан следующий вопрос. Весь хлеб теперь упаковывают в полиэтилен в целях безопасности. Не вредит ли это качеству продукта?

- О вреде речи, конечно, не идет. Однако наш хлеб изготавливается классическим «опарным» способом, поэтому из-за упаковки его свежесть и часть вкусовых преимуществ всё же теряется. Но замечу отдельно: плёнка, которую мы используем, принципиально отличается от традиционной упаковки. Она более тонкая, биологически более терпимая к продукту, позволяющая по максимуму сохранить свойства свежеиспеченного хлеба. Материал импортный и очень дорогой – и этот момент опять-таки не удешевляет продукт, но позволяет сохранять качество на высоком уровне. Мы всё равно выигрываем в сравнении с продукцией тех поставщиков ульяновского рынка, которые упаковывают свою продукцию и пишут о дополнительных сроках реализации в двое суток. Двое суток – это огромный срок для хлеба, который можно заложить, только если используешь консерванты.

- Как работают производственные площадки «Ульяновскхлебпрома» в период карантина? Снизились ли загруженность и объемы выпускаемой продукции? Была ли пересмотрена логистика?

- Мы относимся к предприятиям непрерывного цикла, поэтому с самого начала больших изменений в работе не произошло. Как я уже говорила, упал спрос на кондитерские изделия, но объемы хлеба значительно не пострадали. Пострадал сегмент продукции для школ и детских садов, ведь они сейчас закрыты. Что касается мер по контролю за санитарно-эпидемиологической ситуацией, то ежедневно у сотрудников измеряют температуру, все работают в перчатках и масках, для обработки рук установлены санитайзеры. И наёмный, и собственный транспорт также обеспечен средствами защиты, а все хлебовозные машины обрабатываются после рейса специальным средством и внутри, и снаружи. Работать тяжело, но это мера необходимости.

- Появилась ли у людей в условиях изоляции потребность в доставке хлеба на дом?

- Такая мысль у нас возникала и, кстати, не из-за того, что хотели увеличить объемы реализации, а ради интереса, даже опросы проводили на эту тему. Но я, как врач, не «за» эту практику, и опасаюсь даже доставки из ресторанов. Коронавирус – не до конца изученная история, поэтому я придерживаюсь «старых» эпидемиологических принципов: чем меньше контактов с внешним миром, тем лучше. Каждый приход курьера – повод для опасения, поэтому заказывать что-либо стоит как можно реже. Странно это слышать от владельца бизнеса, но я за то, чтобы человек даже за продуктами выходил раз в неделю, покупал большой набор продуктов на всю эту неделю, обработал его антисептиком и лишний раз не выходил. Из-за этой своей позиции я, кстати, постоянно подвергаюсь нападкам - мне ставят в вину то, что я призываю минимизировать контакты и всерьёз самоизолироваться, тогда как рушатся предприятия, и люди лишаются доходов. Но я, как человек с высшим медицинским образованием, не склонна преуменьшать масштаб пандемии и далека от мысли, что коронавирус - это ерунда. Поэтому и говорю, что любой человек на земле должен понимать: каждый раз выходя из дома, он рискует заболеть и заразить своих близких. И это тот самый момент, когда без пафоса можно сказать: тот, кто легкомысленно относится к тому, что сейчас происходит, рискует, как в книге Рэя Брэдбери про растоптанную бабочку, изменить ход истории человечества.

- То есть вы за изоляцию даже в ущерб бизнесу?

- Да, именно так. И еще один момент: я согласна, что наша экономика не предполагает того, что наши граждане могут спокойно жить, не работая. Но ведь прошло всего 11 дней самоизоляции! Поэтому заявления, что человек не сможет прожить какое-то время, не работая – провокационный разговор. Еще удивляют возмущения людей, что подъезды не обрабатываются антисептиком. На мой взгляд, здоровая женщина в сложившихся условиях в состоянии развести в ведре самую дешевую хлорку, надеть перчатки и самостоятельно обработать свою лестничную клетку. За себя и свою семью в ответе в первую очередь мы сами. Надо привести в надлежащий порядок все наши мысли и чувства. Хотите перемен – начинайте с себя, не ждите помощи «дяди». Возьмите тряпку в руки и помойте подъезд – и это будет вклад в ваше здоровье и жизнь. И принесёт больше пользы, чем ор в соцсетях.

- Какие вы видите перспективы развития? Или сейчас главная задача - сохранить то, что есть?

- Когда горит дом, нужно тушить пожар, а не рассуждать, что ты построишь на его месте. И здесь точно так же. Безусловно, нужно сохранять то, что есть. Повторюсь: 10 дней – не тот срок, после которого можно сказать «всё потеряно», вполне ещё можно выплыть. Даже если карантин продлится до 30 апреля, пандемия пойдёт на спад, и мы выкарабкаемся из всего этого – ничего фатального не произойдёт, я в этом убеждена. Но для этого мы должны снизить эпидемический индекс, а иначе мы через 10 дней будем думать не о том, как открыть бизнес, а о том, как встать в очередь в больницу. Негативный опыт США, Италии, Великобритании о многом говорит, нужно делать выводы. Когда существует критическая ситуация, планировать что-то на будущее недальновидно – нельзя планировать, не зная условий, в которых ты будешь жить. Но! На месте того, что исчезло или перестало работать, всегда что-то появляется.

- Вы рассказывали о новой линии, как обстоит дело с ее запуском? Сроки сдвинулись из-за коронавируса и карантина?

- Ничего не сдвинулось, мы всё успели, и наша линия в ближайшие сроки заработает. Речь идет о полностью автоматической современной линии по производству подового хлеба. Это заварные пшеничные сорта хлеба длительного брожения на закваске по старинным рецептам; сорта заварного ржаного хлеба по белорусским рецептам; бородинский хлеб по рецептам 1937 года; здоровые смешанные сорта с отрубями и полбой. Никаких суррогатов, только настоящий хлеб по специальным технологиям и с одобрения технологов из Московского института пищевой промышленности. Выпекаться они будут в печах чешского производства. Кроме того, на этой линии мы установили уникальную систему упаковки. Благодаря автоматическому впрыскиванию спирта в пакеты срок годности хлеба продлится до пяти суток.

- Отправляли ли вы отдельные категории граждан (например, пенсионного возраста) в вынужденный отпуск?

- Граждан пожилого возраста у нас практически нет, но те, кто старше 65 лет, отправились по желанию.

- Как власть может поддержать стратегически важное предприятие? Каковы ваши прогнозы по дальнейшей ситуации?

- Мы находили и находим поддержку со стороны власти, руководство Ульяновска всегда понимало, что «Ульяновскхлебпром» - системообразующее предприятие. Чтобы не было вопросов о продовольственной безопасности, мы ежегодно запасаем зерно, обеспечиваем стратегически базовый, основной продукт. Ведь то, что нам привозят из других городов, это, можно сказать, «вишенки на торте»! Мы всегда помним о своей миссии и даже, можно сказать, полувоенной задаче. Идеология нашего хлебпрома, которой придерживался еще мой отец Эдуард Ефимович Фридман, такова: «В первую очередь люди должны знать, что у них будет хлеб». Мы придерживаемся того же, и смело могу сказать: как бы ни складывалась дальнейшая ситуация, хлеб будет!

- Как сейчас вести себя предпринимателям, на чем сосредоточить силы?

- Если вы можете - оставайтесь дома. Дайте возможность медицине отработать штатно.

Мария Чеканова