Фабио Мастранджело — всемирно известный дирижер и пианист. Девятнадцать лет он живет и работает в Петербурге, имеет российское гражданство и руководит несколькими оркестрами в разных городах страны. Теперь Фабио — новый художественный руководитель Ульяновского симфонического оркестра. В эксклюзивном интервью 73online.ru маэстро рассказал о появлении Ульяновска в его жизни, знакомстве с Ильей Дербиловым и своем гонораре.

— Когда вы приступаете к вашим обязанностям?

С сегодняшнего дня (разговор происходил во вторник , 29 июня — прим. ред.).

— Как началось ваше сотрудничество с Ульяновском?

Я довольно часто приезжал сюда с концертами, и каждый раз они были успешны. Выступал здесь с совершенно разными артистами, такими как Хибла Герзмава, пианистом Станиславом Чигадаевым, Ларисой Долиной. Но самый важный момент это дружба. Бывают такие ситуации, когда друзьям нужна помощь. Так и случилось, и я оказался здесь. Чтобы помочь, чтобы продолжать святое дело филармонии, развивать оркестр, придумывать красивые программы, выстраивать отношения с публикой. Отмечу, что с ульяновским зрителем у меня всегда были хорошие отношения. Мы будем развивать все эти линии и делать так, чтобы филармония стала еще более заметна в городе.

— Знаю, что до приезда сюда вы уже знали главного дирижера Илью Дербилова. Как вы познакомились?

Он был молодым дирижером, бывал на репетициях Юрия Темирканова (советский и российский дирижёр, педагог — прим. ред.) в филармонии Санкт-Петербурга. Я тоже их часто посещал, поскольку был у маэстро ассистентом. Так и познакомились. Тогда он еще учился в консерватории. Я слежу за развитием его карьеры и радуюсь его успехам.

— Вас пригласили на должность художественного руководителя оркестра. Что будет входить в ваши обязанности?

— Это человек, который курирует творческую политику оркестра. Общий репертуар, акции, фестивали, абонементы и так далее.

— Что касается кадровой политики — вы будете принимать в ней участие? Определять состав оркестра?

— Возможно. Мы обсуждали вливание новой крови в оркестр. Это необходимый процесс везде, и в Ульяновске не может не произойти. Я не думаю, что это моя прямая задача, но я буду в этом участвовать.

— Сегодня вас представили коллективу. Как он вас встретил?

— По-моему, радушнее не бывает.

— Вы уже дирижировали нашим оркестром. Что можете сказать о нем в профессиональном плане?

— Могу сказать, что оркестр стал лучше. Условия работы тоже. Конечно, это заслуга Лидии (директора Ленинского мемориала Лидии Лариной — прим. ред.). Она очень много заботилась о том, чтобы появились новые инструменты и не только. Это такие вещи, которые помогают людям работать лучше. Оркестр профессиональный. Надо думать о том, чтобы приглашать молодых музыкантов. Насколько я знаю, этот процесс уже начался. Смена поколений должна быть обязательно. Сейчас у нас контракт подписан на год, а дальше посмотрим.

— Вы уже продумывали, что сделаете первым делом?

— Конечно. Слава Богу, я не человек с улицы, много лет руковожу коллективами. Буду продолжать делать то, что я и так делаю ежедневно. Я следил за программами, которые были сыграны здесь. Радовался за оркестр, что у него появился такой сильный дирижер, как Илья Дербилов, который, конечно, повысил уровень исполнения. Первая моя задача — сделать так, чтобы этот процесс продолжался всегда. И реализовывать свои идеи. Я большой любитель оперы — может быть, появится оперное ориентирование программы. С другой стороны, я пианист — с ними тоже будем работать. Наверняка открытие сезона у нас пройдет с участием известного пианиста Алексея Володина. Хотелось бы здесь видеть Владимира Спивакова с его оркестром. Это все близкие ко мне люди. Много чего на горизонте.

— А зал Ленинского мемориала подойдет для оперы?

— Это не будет опера в чистом виде. Скорее, концертное исполнение.

— Какой гонорар вам предложили?

— По-моему, это будет вывешено на сайте филармонии (смеется). (Директор Ленинского мемориала Лидия Ларина говорила, что гонорар не превысит доход Ильи Дербилова.)

— Что касается публики: ульяновский зритель сильно отличается от петербургского?

— Нет, не сильно. Я думаю, многое зависит от самого человека, музыканта. Если он найдет способ, как создавать эти связи, то неважно, где ты находишься. В Финляндии были случаи, когда публика относилась ко мне очень тепло, а местные музыканты этому удивлялись — говорили, у них так не принято. Я им отвечал, что у меня только так и бывает. На самом деле я очень горжусь увлеченностью местной публики. Повторюсь, что это благодаря большой работе, которую проводила Лидия. Она очень хороший человек с правильными намерениями. Я всегда дирижировал в Ульяновске перед полными залами. Для любого артиста очень приятно приезжать в город и знать, что тебя ждут. Так что ждите теперь чаще.

— Вы уже успели познакомиться с нашим врио губернатора Алексеем Русских?

— Пока нет, но я хорошо знаком с прошлым — Сергеем Ивановичем Морозовым. Мы даже с ним как-то ужинали здесь же (интервью проходило в ресторане "Обломов" — прим. ред.).

— В одном из интервью вы сказали, что Санкт-Петербург покорил вас с первой минуты вашего пребывания там. Что можете сказать об Ульяновске?

— Ульяновск, конечно, город совсем другого рода, другого плана. Даже в аэропорту у вас написано, что это город трудовой доблести. Здесь есть прекрасные места. Волга — это просто восторг, вид от Бога. Интересный центр города. Не могу сказать, что много знаю об Ульяновске. Я все же больше гастролер: приезжаю, репетирую, провожу концерт и уезжаю, но немного видел и друзья рассказывали. Знаю некоторые исторические вещи. Странно, но Ульяновск появился в моей российской жизни очень давно. В Санкт-Петербурге есть известный дирижер — Николай Геннадиевич Алексеев, который раньше был здесь главным дирижером. Много-много лет назад, когда он уходил из ульяновской филармонии, он предлагал мне занять его место. Тогда, 16 лет назад, я не так хорошо говорил по-русски, подумал, что не смогу жить один в провинции, не был подготовлен к этому. Я отказался. Но, как видите, судьба меня снова привела сюда. Ульяновск развивается. Каждый раз радуюсь тому, что качество жизни здесь становится лучше. Я это подмечаю во всех городах, где бываю, а бываю я много где!

— Здесь жить вы не будете?

— Нет, я буду просто приезжать сюда. К счастью, сейчас можно выполнять 90% работы по телефону или видеосвязи.

— А если бы предложили переехать, согласились бы?

— Сначала бы я тщательно изучил все условия, но все в жизни возможно.

— Кого можете назвать своим главным учителем?

— Много кого. Леонард Бернстайн, Мишель Табачник, Валерий Гергиев — люди, у которых я учился и жизни, и как быть профессиональным музыкантом.

— Как пережили пандемию?

— Как человек, который много времени проводил за музыкальным инструментом, роялем, я умею находиться наедине с самим собой. Поэтому не особенно тяжело. Конечно, неприятно не иметь прямого контакта со своими музыкантами, с которыми разделяешь большую часть жизни: репетируешь, играешь, ездишь на гастроли. Это уже семья. В этом плане телефонного общения недостаточно, но, слава Богу, мы уже больше года работаем без перерыва. Сейчас опять появился риск, но надеюсь, что сможем пережить и его. К сожалению, Россия потеряла очень много людей. И моя родная Италия тоже. Видимо, секрет победы коронавируса не в локдауне. Как психолог-любитель могу сказать, что настроение человека сильно зависит от того, что ты делаешь и с кем общаешься. Поэтому, запретив общение с людьми, можно спровоцировать какие-либо формы депрессии. Иммунная система человека работает не только потому, что она есть или нет. Искусственно ухудшать настроение нельзя, иначе результат может быть хуже.

— Что думаете насчет вакцинации?

— Я вакцинировался еще в январе.

— Российским "Спутником V"?

— Да. Я большой адвокат вакцинации. Я думаю, что если такой мудрый человек, как Владимир Путин в августе прошлого года объявил, что в России сделали хорошую вакцину, то это действительно так: учитывая уровень давления, которое он испытывает от американцев, европейцев, он бы не стал брать на себя смелость объявлять то, в чем не уверен. Поэтому этот факт для меня достаточно весомый. Я чувствую сильную страховку в том, что эта вакцина как минимум не навредит.

— Когда вы в последний раз были на родине?

— В апреле был. Мы делали концерт. Кстати, меня недавно назначили главным приглашенным дирижером оперного театра Карло Феличе в Генуе.

— Итальянцы — очень тактильные и эмоциональные люди. Сложно было пережить пандемию в этом плане?

— Сложно! Я признаюсь, что тут я не совсем послушный был. Я продолжал обниматься, целоваться и так далее. Ничего плохого со мной не случилось. Надо верить. Сила человека превыше всего.

— В Ленинском мемориале сейчас идет ремонт. Вы успели уже что-то посмотреть?

— Да. Сегодня мне показали новый органный зал. Он шикарный, фантастический. Природная акустика зала обработана просто феноменально. Есть еще ямаховская система, которая поможет изменить звучание. У меня сразу же родилась идея сделать там моцартовский фестиваль All About Mozart. Идеальный зал для того, чтобы играть там такую музыку. (Лидия Ларина отметила, что по планам орган переедет в новый зал в ноябре.)

Елена Скворцова