13 августа день рождения отмечает Евгений Головихин, профессор, доктор педагогических наук, Заслуженный тренер России, мастер спорта СССР, отец шестерых сыновей, тренер известного бойца ММА Владимира Минеева, директор спортивной школы "Атлет". Ему исполнилось 58 лет. Этот день он проведет вместе со своими воспитанниками, разве что на час пораньше уйдет домой. Головихин рассказал 73online.ru, как начал заниматься спортом, о воспитании детей и конфликте с тренерами.

- Как будете отмечать день рождения?

- Как обычно - со спортсменами на тренировках. Кто придет поздравить, тот поздравит. Единственное - сдвину немного график, чтобы прийти домой на час раньше.

- Самый запоминающийся подарок?

- Мне как-то подарили японский секундомер. На нем можно засекать до 100 человек одновременно.

- Ваш спортивный путь начинался с легкой атлетики. Почему с нее?

- Других видов спорта не было. У меня сестра туда ходила, и я пошел.

- Почему не продолжили развиваться в этом виде спорта?

- Я ушел в спортивную акробатику. Для легкой атлетики нужно быть генетически одаренным, а у меня были средние показатели.

- А почему решили стать тренером?

- В советское время всем предлагали начинать работать с детьми в школах учителями физкультуры. Я тоже пошел. Начало получаться хорошо. Так и решил стать тренером.

- Сколько у вас воспитанников?

- Очень много. Примерно 1000 из них – это те, с кем у меня связано много историй, и я всех их помню до сих пор.

- А что за истории?

- Разные. Кого-то спасал от наркотической зависимости, они у меня дома жили. Сейчас, к счастью, все стали успешными людьми. До сих пор благодарят. Кто-то был средним учеником, боялся бороться в парах. Они пошли работать в спецслужбы, сейчас защищают нашу Родину на самых высоких позициях.

- Поздравляют вас в день рождения?

- Конечно, телефон звонит не переставая, ежесекундно.

- Один из ваших самых известных воспитанников – боец ММА Владимир Минеев. Он тренировался у вас с 9 лет, иногда даже жил, вы ему помогали. Почему? Не каждый тренер будет так переживать за своих подопечных.

- Я обещал его отцу, мы с ним очень дружили. Когда я возил его в больницу, он мне сказал: «Женька, я умираю. Обещай, что не бросишь моих детей». Вовка мне как сын. У него до сих пор в глазах горит спортивный азарт. Он и сейчас у меня тренируется. Звонит.

- Советуется?

- У нас с ним есть несколько проектов по развитию спорта. Я помогаю ему с точки зрения педагогических процессов.

- Когда поняли, что хотите развиваться в методическом плане?

- У каждого человека есть цели в жизни. И чтобы добиться их исполнения, нужно хотеть, понять, смочь. В свое время я задавал специалистам разные вопросы в плане технологий, обучения. Мне никто не смог ответить. И тогда я понял, что нужно самому изучать. Начал заниматься наукой.

- Когда вы были молодым спортсменом, хотели попасть на Олимпиаду?

- К сожалению, в тот момент меня никто не направил, не сориентировал. Может быть, я и смог бы попасть туда. Но мне никто не объяснил, как правильно распределить свои ресурсы. Ценность Олимпиады, олимпийского движения очень высока. Я занимался долгое время неолимпизмом (современное международное движение, ставящее целью возрождение идеалов и принципов олимпизма Пьера де Кубертена - прим. ред.). Сейчас я сам своих тренеров перенаправляю в это движение. Эти принципы обязательно нужно доносить в массы и развивать.

- Какова вероятность того, что кто-то из ваших воспитанников попадет на Олимпиаду?

- Чтобы попасть на Олимпиаду, нужно стать первым номером в сборной страны. У меня такой воспитанник есть. Только он будет представлять Ханты-Мансийск. Так получилось, что варианты социальной поддержки там оказались лучше, чем в нашем регионе.

- А что нужно сделать, чтобы ульяновские спортсмены представляли свой родной регион?

- Губернатор и правительство сделали для наших спортсменов очень много. И сейчас у них есть все основания, чтобы остаться в Ульяновской области. Но это для спортсменов, а для тренеров – нет. Так получилось, что премиальные выплаты там в разы выше, чем у нас. Но еще раз отмечу, что и у нас в регионе достойные условия. Думаю, что в скором времени будет решен и этот вопрос.

- У вас шестеро сыновей. Все они в спорте?

- Сашка руководит академией (старший сын Евгения Головихина Александр - руководитель «Академии спорта Головихиных» - прим. ред.). Активно работает в системе оздоровления, использует методику эмоционального восприятия физкультуры. Очень креативный, интересный. Еще двое сыновей активно занимаются. К сожалению, так получилось, что мой четвертый сын - слепой, врачи по ошибке сожгли ему глаза. Конечно, я с ним занимаюсь, стараюсь развивать его, насколько это возможно, чтобы он был активным и общительным. И младший, Димка, ему три года. Говорит, что будет заниматься обязательно. Я его не заставляю, он сам.

- Расскажите о конфликте с тренерами. Что за неприятный инцидент произошел между вами?

- Это давняя история. Уже не в первый раз эти ребята так делают. Я, честно говоря, даже не хочу никак на это реагировать. Мои воспитанники все как один порывались пообщаться, я им сказал, чтобы даже не лезли, даже грубо не разговаривали. Есть федеральный закон о физической культуре и спорте в РФ, который предусматривает в государственных учреждениях развитие официальных видов спорта, которые входят в госреестр. Косики каратэ не входит в этот реестр. В протоколах, на основании которых тренеры получали стимулирующие выплаты, было указано: «Чемпионат и первенство ПФО по всестилевому каратэ», а в положении значилось «Чемпионат ПФО по косики каратэ». Я не увидел этого мероприятия в календарном плане и попросил у тренеров Иванова и Лушникова официальное письмо с подтверждением, что они приведут все документы в порядок. Такое письмо они мне дали, но документы и по сей день не предоставили. Написали на меня сто с лишним жалоб, девять прокурорских проверок провели, которые ничего не обнаружили. Еще было пять проверок со стороны трудовой инспекции. Одно нарушение в итоге нашли — что эти тренеры не подписали документы. Хотя я был уверен, что подписали. Родители моих воспитанников тоже хотели возмутиться, они все присутствуют на моих занятиях. Они [Иванов и Лушников] говорят, что при растяжке я держу детей за ноги, мол, это подозрительно. А как еще тянуть тогда, если не держать? Я уже консультировался по этому вопросу. Если бы они напрямую меня в чем-то обвинили, я бы, конечно, обратился в суд с иском о клевете. А так, это все домыслы.

- А чего они добиваются?

- Хотят, чтобы меня уволили. Но я никого не осуждаю и не держу зла.

- Чего пожелаете себе в день рождения?

- Чтобы все сыновья женились и нарожали мне внуков и внучек!

- В спорт отдадите внуков?

- Я всегда говорю, что в спорте нужно быть чемпионом, в учебе – академиком, в жизни – президентом. Всегда надо стремиться к лучшему, к высотам. Будем их к жизни готовить.

- Вас воспитывали по таким же принципам?

- К сожалению, нет. Мои родители замечательные люди, но раньше были другие, советские ценности. Народ и партия едины. Жизнь ставила вопросы, которые можно было решить только с помощью профессионализма. Приходилось учиться.

Елена Скворцова