Региональные власти планируют увеличить доходную часть бюджета на следующий год на 10 млрд рублей. Среди прочих мер по выискиванию денег в правительстве называют увеличение налоговой базы и борьбу с «серыми» зарплатами. Эксперты уверены, что реализовать план по сбору дополнительных денег получится только за счет финансовой помощи из федерального бюджета. Темпы развития региональной экономики обеспечить такой рост доходов не могут. Более того, попытки усилить фискальную политику могут привести к «убийству предпринимательства».

В ноябре 2018 года губернатор Сергей Морозов заявил, что региональные власти поставили перед собой задачу увеличить доходы бюджета на 2019 год с 52 до 62 млрд рублей. Найти столь значимую сумму планировалось за счёт сокращения теневого сектора экономики, развития инвестиционной деятельности и экономии бюджетных средств. Особое внимание власти планировали уделить борьбе с зарплатами «в конвертах». «Первостепенное значение имеет сбор НДФЛ, долю которого в структуре доходной части бюджета необходимо повышать. Возможности для этого есть: легализация теневого бизнеса, борьба с «серыми» зарплатами», - цитирует ТАСС председателя комитета по бюджету и экономической политике Заксобрания Ульяновской области Александра Чепухина.

По словам председателя регионального правительства Александра Смекалина, помимо того, что будет вестись работа с налогом на доход физических лиц, серьезный ресурс есть и по земельному налогу. «Большой объем земельных участков не оформлен и не является предметом налогообложения. У нас много объектов незавершенного строительства, по которым не завершена процедура регистрации, хотя они фактически эксплуатируются», - рассказал г-н Смекалин. Собранные дополнительно 10 млрд рублей региональные власти рассчитывали потратить на социально значимые направления.

В декабре 2018 года областное министерство финансов, подключив практически все ведомства правительства, начало разработку большого плана по привлечению дополнительных доходов в областной бюджет. Однако окончательной версии документа пока нет. Процедура его принятия может растянуться до марта. «Я видел только проект этого документа. Счетная палата и налоговая служба высказали по нему замечания. В официальном виде он пока никуда не поступал и окончательного плана, подготовленного минфином, я не видел», - рассказал 73online.ru председатель Счетной палаты Ульяновской области Игорь Егоров.

Все опрошенные 73online.ru эксперты сходятся во мнении, что привлечение 10 млрд рублей выглядит реальным только с учетом поступлений из федерального бюджета. Во многом это связано с отсутствием экономического роста в регионе и тем, что чиновники опираются лишь на «примитивную статистику». «Чиновники делают свои заявления на основании примитивной статистики. Им кажется, что если одну и ту же корову доить в два раза чаще, то она даст в два раза больше молока», - поясняет руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. – Экономика так не работает. Чтобы собрать больше налогов, нужна база. Чтобы была база, нужен экономический рост. Экономического роста у нас по всей стране не ожидается, и я не думаю, что Ульяновская область будет флагманом в экономическом росте».

СПРАВКА: Темпы роста экономики Ульяновской области не сильно отличаются от общероссийских – 1,5% в 2017-2018 годах. За пять лет реальные денежные доходы населения сократились на четверть.

По словам заведующего кафедрой экономического анализа и государственного управления УлГУ, доктора экономических наук Анатолия Лапина, экономическому росту возникнуть просто неоткуда — инвестиции сокращаются, как и количество занятых в экономике граждан. «Четвертый год подряд уровень жизни падает. Внутренняя платежеспособность сокращается. За прошлый год наши реальные денежные доходы упали ещё на 6%. В прошлом году население Ульяновской области сократилась на 8 тысяч человек. То есть сократилось число работников и потребителей. Я не вижу фундаментальных факторов для роста», - комментирует г-н Лапин.

Еще более критично эксперты оценивают планы областного правительства по борьбе с «серыми» зарплатами. «Идея ухода из тени для увеличения ресурсов бюджета очевидна только с точки зрения чиновников. Заставить перейти на «белые» схемы словом нельзя. Заставить можно наказанием, либо стимулами. У нас плохо и с тем, и другим», - говорит Александра Суслина.

Более того, ужесточение мер может «окончательно убить предпринимательство». «Штраф такой, что если предпринимателя поймали, то он просто разоряется и прекращает деятельность. А стимулы у нас не работают вообще, поскольку у нас уровень доверия к правительству любого уровня настолько низкий, что если у человека есть возможность обойти закон, он будет это делать до последнего», - считает г-жа Суслина.

Только за прошлый год число публичных акционерных обществ в Ульяновской области сократилось на треть, непубличных - на 15%, а количество обществ с ограниченной ответственность сократилось на 5%, приводит удручающую статистику Анатолий Лапин.

- Кто будет платить налоги? Бизнес и так под давлением возрастающей налоговой нагрузки. Он уходит в тень. На определенном уровне держится лишь количество индивидуальных предпринимателей, но доля малого бизнеса суммарно оценивается не более 20%. Длительный процесс падения реальных доходов населения приводит к тому, что предприятия либо закрываются, либо уходят в тень или перерегистрируются, например, в Самаре и Татарстане. Там больше рынок и выше доходы населения, - говорит эксперт.

Артем Горбунов